Category: литература

Category was added automatically. Read all entries about "литература".

Дело писателей

Снова обострился копирайтный срач, мимо которого, ясно, пройти не могу. Предыдущие непроходимости можно прочитать тути тут. Правда нынешний пока носит больше очаговый характер. В этот раз - между писателями и читателями. Первые, во главе с Сергеем Пилюлькенко, стращают скорым наступлением суровых времен (Зима грядет!), когда неизбежно начнутся массовые аресты и посадки сперва незаконно распространяющих их книги, а затем и потребляющих. Даже не стращают, а скорее ожидают в нетерпением и предвкушением. Вторые обзываются в ответ нехорошими словами и рекомендуют чаще смотреться в зеркало. Аргументы все прежние, но все равно не теряющие экспрессии и некоторого даже блеска. Я не могу не влезть, тем более что считаю себя стороной относительно нейтральной – книжки практически не читаю, да и те, что читаю, по фотографии и куплены за деньги в магазине.

Я не за копирайт, и не за копилефт. Хотя нынешнее законодательство в области охраны этого самого копирайта – трэш и угар, и явно нуждается в изменениях. Но я вовсе не против, чтобы писатели (как и прочие люди) получали бы деньги, достаточные на приличную жизнь. Но мне несколько странен аргумент, что если писатели и издательства не будут получать некие «достойные» деньги, то литература сразу кончится. Не станет больше хороших книг. Совсем. И жизнь на Земле иссякнет. А если будут получать, то и книжек станет много и обязательно хороших.

Почему он мне странен? Потому что несколько противоречит практике. А практика показывает, что качество продукции, особенно интеллектуальной, особенно в нашей стране вообще НИКАК не связано с размером оплаты.

Тут можно привести примеры и из книжной сферы тоже – все лучшие книги нынешних наиболее пламенных борцов вышли в ревущие 90-ые. А в нулевых, которые, скажем так, были «золотым веком» (пусть и относительным), качество заметно и неуклонно снижалось. Я не знаю, с чем это связано, и не хочу гадать, но факт остается фактом. Пелевин, Иванов, тот же Пилюлькенко - все их лучше произведения написаны в 90-ые. И наоборот деньги привлекли в литературу и вывели на первые места таких персонажей как Глуховский, Минаев, Соловьев и прочие Багировы. Писать начали актеры, телеведущие, политологи, прочие ебанаты. Деньги же! Хрена кризис?! Магазины завалены тысячами наименований. А читать нечего.

Collapse )

(no subject)

Прочитал тут шутку, что Толоконникова – это Солженицын для хипстеров. Хорошая шутка, тем более, что правда.

Действительно ведь, наверное, у каждого поколения должна быть своя «книга» о тюрьме. Просто, чтобы не забывали. Не то, чтобы таких книг совсем не пишут. Пишут. Но в центр внимания они не попадают. По разным причинам. А книга Толоконниковой попадет. Ведь никто не сомневается, что по выходу из тюрьмы она напишет книгу? Обязательно напишет! И довольно скоро. Я думаю, к концу следующего года. А то и раньше. И книга та станет бестселлером. Независимо от ее художественных достоинств. Просто станет. Потому что вот так. И будет у хипстеров свой «Архипелаг». «Мордовские рассказы». И не только у них.

А еще ту книгу переведут на много-много разных языков. И в других странах она тоже станет бестселлером. И не потому, что «там» сплошь кругом враги, которые будут ее специально продвигать, чисто по злобе, только бы нагадить нам. Хотя и не без них. А просто станет. Потому что известность. Потому что бренд. Потому что люди на западе охренеют от вещей, которые в принципе нам довольно привычны. Потому что и наша «мирная» жизнь часто не очень сильно отличается от описываемого Толоконниковой.

А еще множество неравнодушных людей внутри страны, от депутатов госдумы до патриотически настроенных блогеров, высрет по этому поводу столько кирпичей, что хватит не на домик, а на целый небоскреб для пана Тыквы. И каждый высранный ими кирпич пойдет в плюс популярности. Причем, они это будут понимать, но ничего сделать с собой не смогут. И книга та на имидж нашей страны за рубежом окажет гораздо большее влияние, чем какой-нибудь Раша тудей за сотни миллионов долларов.

Будет весело.

Разве можно жить с фамилией Фердыщенко?

А вы не замечали, что чуть ни самые скучные ЖЖурналы – писательские? Казалось бы. Ловцы душ, властители дум, совесть нации, больше чем поэты. Я когда только в ЖЖ пришел, потирая ручонки, кинулся искать дневники кумиров. Нашел. Акунина нашел, Дивова, Еськова, Лукьяненко. Многих других тоже нашел. Сейчас остался один Галковский, и то он, как бы, не настоящий писатель, а одна большая шапочка из фольги. Последняя линия обороны нас, таких великих, но простодушных, от коварных вездесущих англичан. А настоящих-то писателей, т.е. живущих своим трудом, читать практически невозможно. Как впрочем и значительную часть журналистов.

Это, я думаю, от жадности. В хорошем смысле. Поскольку профессиональные писатели кормятся производством текстов, то им тексты бесплатно производить вера и жаба не позволяют. Вроде сел писать пост, написал. А неплохо вышло! Ай да я, Пушкин, а да сукин сын! Но вот эту мыслишку жалко - я ее лучше в роман новый воткну, и вот эту тоже, и вон ту. И тут удачно пошутил - сохраним для сборника легкомысленных повестей и рассказов. И так чик-чик, чик-чик, чик-чик. Экономная экономика. В результате какой-то мутный осадок на дне канистры. Ни мыслей, ни эмоций. Отчет о существовании.

Единственное удачное исключение - Сергей Лукьяненко. Вот уж у кого эмоции прут через край. Покажи кому эти тексты без подписи. Что скажет человек? А скажет он с большой вероятностью - какой-то злобный мудак писал те тексты, довольно косноязычный при том. А? Светило российской литературы? Ох же епт! Где юмор, ирония, ум? Логика? Были же! Нормальный русский язык куда девался, в конце концов? Почему это так плохо написано? Что случилось? Спросит человек. А потом начнет выдвигать собственные гипотезы, полные обидных домыслов. Может, не дает покоя общая обида на весь интернет, уже приведшая к выпиливанию предыдущей версии журнала. Или деньги очень нужны? Или творческий кризис, доведший уже до ироничного фэнтези (ниже этого жанра только боевики про Бешеного). А кино больше не снимают. А виноваты во всем, ясно, интернет хомячки, и тупые либералы, и офисный планктон, и безголовые креаклы, вот и оттопыривается в полный рост. Кроет хуями их всех.

Правда, чуть странно выглядит, когда по сути детский писатель, по сути тоже хомячок, пухлый, добрый на лицо и с дурацкими усиками, начинает изображать из себя брутального мужика. А что если вот это вот ковровое хуеметание и ведет к падению тиражей, а не пиратство? Что если вот эти либералы, креаклы и планктонщики, собственно, книжки его и покупали?

Я изо всех сил стараюсь отделять произведения от личности автора. Мне не интересны биографии, интервью, мемуары. Зачем? Мухи отдельно, котлеты, ими приготовленные, отдельно. А вдруг автор окажется мудаком? А это неизменно скажется на моем восприятии его книг. Это, может быть, неправильно, но это так. Я от некоторых интимных подробностей жизни Фредди Меркюри потом лет 10 отходил. Но не суть…

Потому стараюсь отделять. Это делать куда легче, когда автора в ЖЖ нет. Когда он там есть, и его там есть крайне много, везде практически, сделать это куда сложнее. Но надеешься, что сам то он держит линию, не подмешивая в подаваемые на стол котлеты толченных мух. Надеешься… А потом читаешь последнюю книгу, а там чуть не на четверть все то же самое. Политология лайт. Смысл жизни для чайников. Повторение постов и колонок с сайта «Взгляд» только с меньшим количеством хуев. И становится грустно.

А вообще я в последнее время тексты начал на вкус пробовать, как вино. Берешь любого автора, читаешь пару-тройку (как правило, вполне достаточно) текстов и прислушиваешься к ощущению. Пытаешься оценить послевкусие. Если во рту остается стойкий привкус говнеца, то, наверное, такого автора читать более не стоит. Очень возможно, что этот автор мудак. Причем это не связано с половой или политической ориентацией, с талантом, с разумностью или напротив определенным ебанатством. Просто во рту привкус или есть, или привкуса нет. Все.

Человек может писать, например, что Навальный спаситель отечества, а Путина – жалкое ничтожество и кровавый тиран, и это нормально. Имеет он право так считать. Или он может писать, что Путин спаситель, а Навальный мелкий жулик и агент Госдепа. И это нормально. А если человек пишет про то или иное складно и весело, так и совсем хорошо. Но если человек пишет, что все кто поддерживает Навального – тупорылые идиоты, или все, кто за Путина, - анчоусы и быдло, то тот человек, возможно, немножко мудак.

Т.е. категория мудачества – она рекурсивная, определяется через саму себя. Чем больше мудаков человек видит вокруг себя, тем с большей вероятностью мудаком является сам.

Лукьяненко видит вокруг просто бесчисленные толпы мудаков. Да и не он один.

Мы их теряем!

Так вот в тему очередного обострения антипиратского срача. Не могу пройти мимо, не позволяют врожденная неравнодушность и желание помочь добрым непрошенным советом.

Я сейчас не стану говорить, надо ли бороться с пиратством и, если да, то как, а если нет, то тем более как. Хорошо это или плохо, насколько криво та борьба идет и куда придет в результате. Это все крайне интересно, но не время. Сейчас мне гораздо интереснее мотивация участников. С мотивацией пиратов все более-менее понятно. С мотивацией правообладателей тоже. Остался логичный вопрос, а нафига это все нужно государству?

Вроде понятно, что когда люди бесплатно скачивают музыку, кино и книги, правообладатели теряют деньги в виде упущенной прибыли. А государство теряет деньги в виде недополученных налогов. И все говорят об этом «теряет». С самого начала говорят. Повторяют и так и этак. Спорят, сколько именно теряет. Предлагают, как сделать так, чтобы не терять. И кругом сплошь это «теряет, теряет, теряет». И чиновники сюда же «МЫ ИХ ТЕРЯЕМ!» В смысле - деньги. И поскольку это «теряет», как я уже сказал, присутствовало в споре изначально, то он проходит по разряду аксиом. И никто ни разу не задался простым вопросом.

А как собственно государство эти деньги может вообще «потерять»???

А никак!

Оно их может потерять исключительно в одном случае, если люди деньги, которые они не потратят на лицензионные книги, фильмы и песни, и с которых государство поимело бы свою копеечку, проебут с концами. Не знаю, съедят. Пустят на растопку печей. Стены обклеят в туалете красиво. Сгниют те деньги по погребам да подвалам. Или если это специальные деньги, строго целевые. И потратить их можно только на песни, книги и музыку.

Возможно, для некоторых чиновников следующая мысль станет откровением, но количество денег у народа – сумма ограниченная и даже где-то конечная. И деньги, которые люди не потратят на одно, они обязательно тут же потратят на что-то другое. Например, купят одежду, еду, мебель. Или пустят на отдых. Пропьют, в конце концов. Так ведь и с этих трат государство тоже поимеет свою долю в виде налогов и не только их.

Выходит, аргумент, что государство что-то «теряет», - полная и абсолютная чушь.

Collapse )

(no subject)

Внимательно следим за ходом мысли.

Год назад в храме ХС на амвоне плясало пять девушек из Pussy Riot. Поймали троих, личности еще двоих не установлены, т.е. ими может оказаться кто угодно.

Сегодня Маша Гессен уволилась с радиостанции "Свобода", чтобы написать книгу о... Pussy Riot.

Меня терзают смутные сомнения.

Анна Каренина

Месяца полтора все собирался написать, но никак руки не доходили. Заманила меня на просмотр жена, я думаю, это даже объяснять не требуется. Первые полчаса сидел в полном ахуе от происходящего, матерился вполголоса и пытался дремать, а потом как-то незаметно втянулся. Стал с интересом следить за происходящим, тем паче и сюжет оказался весьма занимательным. С ним я, как всякий условно-образованный советский школьник, знаком был очень понаслышке. Типа «ушла от мужа к паровозу». «Сдается мне жельтмены, это была трагедия». «Войну и мир» полтора раза одолел, а до остальных романов Льва Николаича не дошли руки ростом. Экранизацию с Самойловой в далекой молодости пытался смотреть тоже безуспешно. Из всего фильма помню только жуткого упыря Каренина. Ну и саму Анну, понятно. Правда изображаемая ею страсть по накалу и ярости конечно превосходила эстонский домашний дебош, но горячей финской коммунальной ссоре уже явно уступала.

А тут Каренин оказался вовсе не двоюродный брат Дракулы, а натурально святой. И Лёвин тоже хороший человек. И Кити. И даже этот, как его развратника… Стива. Там плохих-то и нет никого. Все хорошие. Только очень невезучие. Жили бы долго и счастливо, не повстречайся им на пути Аня. Которая собственно главный паровоз и есть. Огромный и железный. Он сошел с рельсов и сейчас весело летит под обрыв, кувыркаясь и круша все на своем пути. Через несколько мгновений ему/ей будет неизбежный финал. Но вот именно сейчас она свободна и счастлива. А в суперфинале она, набрав инерцию, уже выходит один на один против настоящего паровоза. Кроме него остановить ее уже не в силах ничто: ни муж, ни родня, ни общество. Не зря же тайфунам раньше женские имена давали.

Кстати, добрая половина кинематографа и книг моей юности были о том же – лучше быстро, но ярко сгореть, чем чадно и вонюче тлеть всю жизнь. Правда, там больше имелось в виду во благо идеалов и идолов революции, а тут ради любви. Хотя, если вдуматься, тоже не самый плохой вариант. А пассажирам этого ацкого поезда по имени «Анна» просто не повезло. Судьба-с.

Хороший фильм. Чего бы там наши доморощенные интеллектуалы во главе с Быковым не писали. Ишь взяли моду. Тоже все в вечнообиженные норовят записаться, мало чем отличаясь тут от властьпридержащих. Просто чиновники обижаются на законы «Магнитского», а эти на недостаточный пиетет перед Великой Русской Культурой. Но и те другие видят всюду американские заговоры. А я так скажу - никто никому ничего не должен! «Они» своего любимого президента заставили бОшки вампирам рубит. Топором. Кстати в постановке нашего же соотечественника. Представьте, что они могли бы сделать с Толстым? Если бы захотели. «Анна Каренина и Трансформеры Карибского моря»… Как вам такой колёр?

Единственный слабый момент фильма – конечно Вронский. Ждешь, если не совсем уж угрюмого лося типа Ланового, то хотя бы «парня с кубиками» (по определению Корпускулы), а тебе подсовывают какого-то хипстера кудрявого. И мы должны поверить, что ради вот этого сиротливого недоноска с уебищными усиками Кира Найтли бросила Джуда Лоу? Там все ровно наоборот должно было быть! Анна замужем за туповатым военным. Картежник и алкоголик. Альфонс. Бабник. И вот она от него уходит к настоящему мужику. Потому что любовь! Слово за слово, офицер пылит, получает по роже. Дуэль. И Джуд Лоу (он же снайпер Василий Зайцев) кладет Вронскому пулю прямо в лоб! На!!! Только ноги вверх взлетают, и кровушка замысловатым узором на белом снегу у Черной речки. Высшее общество рукоплещет. Все живут долго и счастливо.
А Каренин уезжает с Анной в закат.
На паровозе.

TKOs

Те, кто меня давно читают, знают, что я всегда был и есть за искренность и правду. Против лжи и кривды. Поэтому меня очень обрадовали аж целых два состоявшихся недавно каминг-аута.

Сперва Красовский, а затем Кургинян смело и откровенно заявили о своей истинной ориентации. Самое интересное, что про обоих все и так давно знали, но поскольку официально вслух озвучено не было, то делали вид, что не в курсе.

Но спиной старались на поворачиваться. Так. На всякий случай.

Правда, есть нюанс. Если про одного думали, что он только в хорошем смысле, а про второго, что он только в плохом, то события, непосредственно предшествующие каминг-аутам и сразу за ними последовавшие показали, что оба – в обоих.

ЗЫ. За вопросы «кто такие К&К» буду обижаться.
Qui Googlit, reperit.
Во! Заодно целую пословицу придумал.