nikolaitsch (nikolaitsch) wrote,
nikolaitsch
nikolaitsch

Categories:
  • Music:

Район №9 в контексте мировой литературы

О фильме «Район №9» уже давно написали все, кто его видел, и, что характерно, кое-кто из тех, что не видел, тоже написали. Чтобы не выделяться. Я насчитал 11 рецензий только в этом сообществе. Написали обо всем, но в целом консенсус такой: кино доводит до абсурда идею незаконных иммигрантов, этнической преступности, гетто, расовых проблем и прочих прелестей урбанизации. Что, дескать, «они» в целом такие же как «мы», или мы как они. Или даже они лучше нас. Если не всех сразу, то уж нигерийцев точно. Были упомянуты предместья Парижа, пригороды Лос-Анджелеса, районы Йоханнесбурга, Черкизовский рынок… А я так скажу. Все фигня кроме пчел.

В кино есть другой, более глубинный и древний пласт, отсылающий зрителя к истокам цивилизации и переводящий фильм на поистине гегельянский уровень. Предыдущие ораторы параллели проводили горизонтально, а надо было проводить вертикально! Не там копали. Копать надо было вглубь [страшным голосом] ВЕКОВ!

Начнем, как и положено, издалека. Т.е. совсем не в тему.

Борхес утверждал, что в мировой литературе есть всего четыре основных сюжета, которые называют «блуждающими». Перечислять не будем – посик рулит. Кристофер Буккер блуждающих сюжетов выделял уже семь. Жорж Польти составил список сюжетов аж из 36 пунктов. Столько же предлагали также Аристотель, Виктор Гюго. А один плюшевый попугай договорился до 38-и (+ крылышко). Но это уже явный перебор – такой паровозик в 10 взяток на мизере. Мы туда не пойдем.

Так вот, если внимательно посмотреть все эти классификации, темы незаконных иммигрантов вы не найдете. А ведь кино снимают по сценарию, который, как ни крути, а является бастардом большой литературы.

Так что мы видим? Нету иммигрантов у классиков. Захватчики есть, гости есть, дальняя дорога, казенный дом, пиковый интерес. Иммигрантов нету. Расовых проблем нету. На этническую преступность гетто классикам было с прибором.

Номером первым у Борхеса шел сюжет об Осажденной крепости. Вторым - История о возвращении. Герой этих историй - человек отверженный обществом, бесконечно блуждающий в попытках найти себя.

Думаете зря действие происходит в Йоханнесбурге? «Бург» - по-немецки «крепость». Викус Ван Де Мерве же, попав в первой половине фильма в пиковую ситуацию, далее стремится снова найти себя и вернуться домой.

Получается кругом сплошная «Илиада» Гомера Дальнозоркого. Осажденная крепость – поселок моллюсков, которые явно обречены. А тема возвращения – вообще уже сплошная «Одиссея».

Далее. Викус – трагический персонаж, волей злодейки-судьбы попавший на сторону врага. Если посмотреть с этой точки зрения, примеров хоть отбавляй.

Кот первым приходит на ум, когда говорим о настоящем предательстве. Конечно Андрий Бульба! Которого породил и сам же убил один и тот же человек. Вот он.

 
Андрий, кстати, предал ради женщины. Викус предал человечество сперва по неволе, а потом по собственному выбору ради женщины. Ведь будь он сам по себе, так забил бы – подумаешь шило на мыло. Лучше помереть, чем вот так вот жить. Но сильно жену любил, и в надежде исцелиться и вернуться к ней пошел на гнусности. Причем, и у Николая Васильевича опять осажденный город, переход на сторону врагов, сидящих в осажденном городе… Борхес в обнимку с Буккером радостно потирают руки. 

Ептыть какие бездны открываются. Сам себя уже боюсь. Тут уже прямиком лезут параллели с Беовульфом, египетскими богами (у которых песьи головы), «Людьми в черном», Павликом Морозовым и черти чем еще. Лучше вовремя остановиться.

А как же скажите вы – те предали сами, а это жертва обстоятельств. Несчастный случай на производстве, скажете вы. А мы вам возразим. Аналогичный случай произошел в Москве в 90-е годы. Некто Василий Кроликов, потомственный русский рецидивист, оказался вдруг евреем.

Тетя, мама, скажи ты мне как на духу. Как русский человек русскому человеку. Фактически, я что - Изя Шниперсон?
Думаете не так страшно как в таракана? Это, как говорят учителя английского, Хум хау. 

Отдельные товарищи могут продолжить упорствовать. Что у перечисленных выше предателей был выбор, а у Викуса не было. А был выбор! Не хотел становиться предателем, надо было сдохнуть под ножом хирурга на благо повышения обороноспособности родной планеты. Не всей планеты, скажете вы? Я вас умоляю. Подумаешь частная корпорация. Сто пудов за ней торчат уши госдепа и ЦРУ. Такие дела без присмотра не оставляют. Значит через дни, если не часы вся полученная ценная информация – в Вашингтоне. Те поделятся пусть и не сразу с англичанами. Через полгода-год максимум до нее дотянутся шаловливыми ручонками Моссад и китайцы. КГБейка уже не та, но если напряжется, я думаю, годика через два-три тоже бы добрались. Вот у полпланеты оружие есть. Прилетайте гости дорогие – есть чем встретить. Близкие контакты четвертого рода (1. наблюдение, 2. свидетельства, 3. контакт, 4. похищение, 5. пистон). Моя классификация (с). Кто к нам с мечом придет….

Не туда повело. Пожалуй, закончим. Напоследок лишь одна жертва подлого предательства – самая известная. Четвертый сюжет по Борхесу – Смерть бога. Не совсем в тему, но уж больно картинка хорошая – жалко пропадет.

И ты, Брут!
Tags: кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 9 comments