nikolaitsch (nikolaitsch) wrote,
nikolaitsch
nikolaitsch

Categories:

Фотография как бизнес

В связи с завершением очередного большого этапа решил подвести некоторые итоги работы профессиональным фотографом. Может, кому-то пригодится. Писал на базе фотобизнеса, но во многом подходит практическу любому фрилансеру. Если нет, то просто рассортирую собственные опыт и мысли. Всегда полезно.

Во-первых и самых главных. Если, когда идешь в фотографию, тебе кажется, что ты будешь заниматься чистым творчеством, тебя ждет сюрприз. Большой и неприятный. Профессиональная фотография – это не творчество. Вернее, творчество там есть, но месте на пятом. На первом – продажи. На втором – продажи. На третьем – бизнес, потом снова продажи, и уже где-то за ними немножко творчества.

Профессиональная фотография в целом делится на четыре крупных блока. Причем развивать нужно параллельно все четыре. Если хотя бы в одном у тебя провал, тазом накрывается все. Правда, в последние годы появился еще пятый блок, но о нем я расскажу в самом конце бонусом.

Эти блоки:

  1. Бизнес

  2. Съемка

  3. Постпродакшен

  4. Маркетинг

В бизнес я включаю организацию съемок и все денежные вопросы.

Бренд
С самого начала нужно ответить на вопрос: что ты снимаешь? Ответить четко и ясно. Нельзя снимать все: от предметки до репортажа, от свадеб до пейзажей. Помимо того, что хорошо снимать ВСЕ просто невозможно, такой разброс сразу убивает позиционирование. Поэтому должна быть одна ключевая компетенция и 2-3 (максимум) «сопутствующих». И дальше все должно крутиться вокруг нее.

Ассортимент и цены
На начальном этапе снимать придется скорее всего вообще бесплатно. Просто чтобы набить руку, привлечь первых клиентов, завести портфолио. Дальше, если люди начинают идти, можно понемногу повышать ценник, нащупывая потолок спроса. Я повышал сперва по 500 рублей, а позже по тысяче, пока не уперся в текущий уровень. Когда чувствуешь, что после объявления цены за съемку потенциальные клиенты вдруг начинают все чаще отваливаться, значит, нужно остановиться или даже отыграть на полшага назад. Либо оставить текущий ценник, но сделать вкуснее само предложение, добавив к нему плюшек.
Дальше можно играть с вариантами предложений: от быстрых и дешевых до «все включено» с конским ценником. Тут главное не увлекаться и не запутать клиентов. Может оказаться, что ты кучу времени тратишь на объяснение различий между пакетами, а потом еще кучу на разрешение конфликтов, потому что тебя все равно неправильно поймут. Я для себя сразу решил, что мое предложение должно быть максимально простым и понятным.
Плюс должны быть готовые предложения на любые нестандартные ситуации. Съемка 40 человек для сайта, съемка с выездом в офис, на мероприятие.
Кстати, растить выручку можно через увеличение количества съемок, а можно через средний чек, повышая свою ценность. Если это делать грамотно, то не только растет выручка, но и клиенты остаются еще более довольными. Только помните, что средний чек, это не примерно «от и до». Это очень конкретная цифра со знаками после запятой.

Деньги
Нужно планировать свой денежный поток. Конечно, есть множество факторов, на которые ты не можешь повлиять, значит, нужно их хотя бы учитывать. Четко просчитывать любые траты. Вкладываешься в рекламу? Поставь себе жесткий ROI. Все, что не укладывается, - резать к чертовой матери. Аппаратура? Это когда ты любитель, ты можешь себе позволить покупать каждый новый «марк», чтобы не выглядеть лохом. Иметь набор объективов на все случаи жизни и вообще дурковать в свое удовольствие. Если ты профессионал, то сперва нужно ответить себе на вопрос. Если вместо Д600 я сейчас куплю Д850, это скажется в такой степени на качестве моих фотографий, что я легко смогут повысить ценник или привлечь много новых клиентов? Если ответ отрицательный, Д850 идет лесом. Каждая трата, каждая покупка должна быть инвестицией и окупать себя хотя бы в среднесрочной перспективе. Если образовались деньги, лучше вложить их в образование или замутить крутой проект, который пусть даже теоретически принесет дополнительную известность.
Если съемки – единственный источник дохода, то кровь из носу нужна подушка безопасности. У тебя не будет больничных или отпускных. Пока ты отдыхаешь на море, ты не только тратишь уже заработанные деньги, но и теряешь те, что мог бы заработать. А случись что серьезнее (все посмотрели за окно), нужно иметь достаточно, чтобы протянуть хотя бы пару-тройку месяцев. Да и в «мирное» время может сломаться камера, разбиться объектив, полететь компьютер. Любая неприятность должна остаться просто неприятностью, а не превращаться в катастрофу.

Организация
Если ты арендуешь студии, то в запасе у тебя должно быть несколько штук. В разных районах и хорошо знакомых. Про каждую нужно четко знать, что в ней можно снять, а что нет. Какое оборудование, насадки, инвентарь. Каких засад можно ожидать, и быть готовым к ним. Если вдруг решил завести собственную студию, то организационный блок вырастает на порядок. О своей студии даже задумываться начинать можно только тогда, когда уже раскрутился до такой степени, что перестал справляться с потоком клиентов. Там есть свои засады, я о них как-то писал, повторяться не буду. Но в целом своя студия сейчас имеет мало смысла. Взять текущую ситуацию с эпидемией. Я раз и в «домике», постоянных затрат у меня ровно ноль, а студия - это дырка в бензобаке, через нее утекает, едешь ты куда-нибудь или нет.

Юридические вопросы
Не так много. Собственный статус, например как ИП или самозанятый, особенно если планируется сотрудничество с юрлицами. Сюда же договор с моделью на право использования снимков. Не заморачивался, поскольку трезво смотрю на размеры собственного таланта: выпуск фотоальбомов в Taschen и персональные выставки мне пока не грозят.

Коммуникации
Общаться со всеми вежливо и корректно. Стараться всегда идти навстречу, но не давать прогибать себя. Underpormise and overdeliver. Про точность и пунктуальность даже писать кажется лишним. За примерно три года съемок в фоновом режиме и полтора года фултайм, я отменил (точнее перенес) съемку один раз, потому что нежданно нагрянуло начальство из корпа, и один же раз пропустил, потому что поменялась дата со стороны клиента, а я не заметил. Все. Ни разу ни на одну съемку я даже не опоздал.

А теперь поговорим про процесс съемки…
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments