?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Портретная фотография

The road so far.

Аудитория портретной фотографии по своему отношению к предмету довольно четко делится на пять основных групп. Может, еще какие есть, но я их пока не обнаружил. Думаю, это к счастью.

Группа первая: Модель (он/она же заказчик, объект съемки) и ее друзья, знакомые и родственники.

Эту группу удовлетворить легче всего. Они искренне и от души радуются, если фотография вышла удачной. А удачной с их точки зрения выходит чуть ли не любая резкая и прилично снятая фотография. Доказательством сего служат расплодившиеся свадебные фотографы, по странному недоразумению не помершие с голоду и до сих пор не задушенные потертой фатой в темном подъезде.

Мы вообще живем в интересное и странное время. Нас, фотографов, развелось как санкционных продуктов недодавленых. Продажи зеркалок несколько лет били все мыслимые рекорды. На какое событие не придешь, половина народа обвешана камерами и активно фотографирует другую половину. У всех айфоны с диким количеством мегапикселей. Все непрерывно снимают себя и друг друга. По улице невозможно пройти без риска получить селфи-палкой в глаз. Миллионы и миллиарды фотографий, которыми завалены все соцсети. А хороших среди почти и нет. Ну вот нет и хоть убей. Причем люди настолько привыкли к мутным снимкам на смартфоны с искажениями перспективы, карикатурным лицами, кирпичным цветом кожи, захламленным фоном и отстойным светом, который самой симпатичной и стройной девушке автоматически добавляет пять килограмм и десять лет, что на просто резкий снимок смотрят как на чудо. Радуются чисто дети.

Нет у нас в стране ни традиции, ни даже привычки сниматься на портреты. И рынка как такового нет. Рынок детской фотографии на плечах активных матерей кое-как поднимается, хотя там пока адЪ. Рынок свадебной фотографии развивается относительно активно, хотя там конечно адЪ и ИзраилЬ. А портретной фотографий рынка нет. О том ли мечтали братья Кэннон и Никон сто лет назад в своем гараже.

Раньше как было. Раз в год в детский сад или школу приходил местный «профессионал», окучивающий данную территории на основании конвенции фотографов лейтенанта Шмидта. Приходил, засовывал незаметно мятую трешку воспитательнице или учительнице за доступ к ресурсам и приступал к съемке. У фотографа была камера, чаще зеркалка, реже средний формат, и вспышка. Спустя неделю фотограф приносил россыпью карточки, ценой от одного до трех рублей, которые родители детей могли покупать или нет. Чаще всего покупали. Или иногда мать семейства, поддавшись внезапному инстинкту исторического самосознания и генеалогического дерева, тащила всех в близлежащее ателье. Где пахнущий перегаром профессиональный творец быстро рассаживал, ставил свет, заставлял не шевелиться и не моргать, объявлял птичку и запечатлевал на века плоскую скульптурную композицию «беженцы трудной судьбы».

Сейчас ателье позакрывались, кочевые фотографы исчезли. Действительно, зачем платить постореннему человеку, когда в семье имеется зеркалка, беззеркалка, россыпь из нескольких поколений мыльниц и по телефону с камерой на каждого члена семью, включая кошку. И фотографий счет давно пошел на десятки тысяч, и на некоторых из них даже можно разглядеть лица. Снимки больше уже и не распечатываются, а хранятся на дисках, винтах и флешках, периодических пропадая всем архивом при очередном пожаре, переезде или генеральной уборке.

В общем, первую группу порадовать не очень сложно.

Вторая группа – сам фотограф

Эту аудиторию удовлетворить сложнее. На первом этапе тоже как дитя радуется каждой резкой карточке с незакрытыми глазами и без явных пересветов. Потом начинаются сомнения, творческие искания и прочая нездоровая хрень. Если хрень по каким-то причинам не начинается, это не фотограф, а говно.

Представитель этой группы, теоретически способен адекватнее всего оценить свой труд. Потому что никто кроме него не может сравнить исходный материал с результатом. Снимаемый может считать себя прирожденной моделью. Он или она же до этого себя видели только в зеркале, откуда им улыбался очень симпатичный и обаятельный человек, несмотря на отдельные недостатки. А что перед объективом он/она рефлекторно играет попавшую с свет фор ночного автомобиля лань, не в курсе. Да и не нужно. Только фотограф знает полный путь от живого человека до распечатанного снимка. И только он может адекватно оценит длину и сложность этого пути. Или не может. Тогда это не фотограф, а… (см.выше).

Третья группа – зрители

Самая разнообразная и непредсказуемая. Здесь по большому счет рулит обычная вкусовщина. Карточка или нравится, или нет. Почему, объяснить зачастую не могут. Может не нравится общая концепция, может свет, может сам человек на фотографии. Чаще всего кстати последнее. Тут все зависит от бекгрануда, насмотренности, личных пристрастий. У каждого есть свой идеал красоты, который сфомирован на базе произведений живописи, модных журналов, семейного альбома, текущего настроения. Шедевров мировой классики. Все это вперемешку и в непредсказуемых пропорциях. В высказываниях представители третьей группы искренни и не очень аргументированы. Что нормально и даже хорошо. Просто нравится или нет. И все. И это правильно. Главные поставщики лайков и одобрительных комментариев, которые греют ЧСВ фотографа, и заставляют действовать дальше, несмотря на.

Четвертая – другие фотографы

Группа сдержанная и суровая. Чего думает – не поймешь, если специально не спросишь. Если фотография нравится, молча лайкнут или оставят сдержанно-благожелательный комментарий. Если не нравится, проигнорируют. Может быть, порадовавшись где-то внутри, что они лучше тебя, а может и нет. С советами лезут практически только и исклчительно если их об этом попросить, да и то не факт что дадут. А если дадут, то опять же сдержанно из серии «я бы, наверное, попробовал вот так». Никаких «как надо», как «правильно». Они понимают, что каждый имеет право на собственный взгляд, на мнение и на ошибку. Что десять хороших карточек в год это офигительный результат, а большинство проходных, и это нормально.

Пятая – эксперты

Сами как правило не снимают, но абсолютно точно знают, КАК снимать правильно. Когда-то прочитали несколько статей о том, как положено снимать портрет. Правила, в них перечисленные, обычно те же самые, которыми руководствовались американские фотографы 60 лет назад при съемке старшеклассников для выпускного альбома. Правила считаются вечными и незыблемыми. Нельзя резать по суставам, отрезать макушку и оставлять глаза в тени нельзя. Нельзя то, вон то и вот это. Ничего нельзя кроме того, как их снимал в ателье на проспекте Ленина фотограф Василий Никандрович в 1982 году. Настоящий был мастер, не чета Платону или Аведону.

Эксперты знают все правила: и двух третей, и золотого сечения, и даже негативного пространства. Всеми этим «нельзя» спешат поделиться с окружающими. Двойных трактовок не признают, скромные возражения с порога отвергают. Только хардкор! Только соцреализм как творческий метод.

Ранжирование перечисленных групп по важности зависит от бизнес-модели. Если фотограф снимает бесплатно и для себя, само-, так сказать, выражаясь, то главным для него будет мнение второй группы, затем в порядке убывания первой, третей или четвертой.

Если снимает за деньги, то главная группа – первая. Она же собственно и последняя. Только ее мнение нужно принимать в расчет, только она считается. И еще, пожалуй, третья. Потому что при некоторой деловой смекалке может превратиться в первую.

Продолжаю наблюдения.

Comments

( 46 комментариев — Оставить комментарий )
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
spetsialny
21 сент, 2015 10:20 (UTC)
Просто угораю с вашего юмора, папа. Уже больше двух лет! Вы бы сублимировали не в ЖЖ, а в печатную на бумаге строку!

Edited at 2015-09-21 10:21 (UTC)
nikolaitsch
21 сент, 2015 10:24 (UTC)
Очень рад. Правда, я на пару лет младше вас, но все равно рад.
(без темы) - spetsialny - 21 сент, 2015 10:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nikolaitsch - 21 сент, 2015 10:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - spetsialny - 21 сент, 2015 11:10 (UTC) - Развернуть
dany_love
21 сент, 2015 10:29 (UTC)
Не могу не поделиться на злобу дня прекрасным Тимур Султанычем:

http://myzlo.info/poisk/Тимур%20Шаов%20-%20Правда%20глаза%20колет
leotever
21 сент, 2015 10:38 (UTC)
Из тех случаев, где согласен на все 146%
bay_horse
21 сент, 2015 11:36 (UTC)
Чо, правда первую группу легко удовлетворить? Так тогда жизнь у фотографов должна быть сыта и благополучна :)
nikolaitsch
21 сент, 2015 11:40 (UTC)
Легко удовлетворить результатом, особенно, если бесплатным.
Вытащить из них за это какие-то приличные деньги - задача уже сложнее. Но и ее понемногу решаю.
(без темы) - bay_horse - 21 сент, 2015 11:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nikolaitsch - 21 сент, 2015 11:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tardo - 21 сент, 2015 15:16 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nikolaitsch - 21 сент, 2015 19:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tardo - 21 сент, 2015 20:02 (UTC) - Развернуть
arit_09
21 сент, 2015 11:51 (UTC)
Ну, хорошо же! Хорошо же, что я вас нашла. И смешно и поучительно.))
arit_09
21 сент, 2015 11:52 (UTC)
Надо с вами подружиться - вам плюс в соцкап.))
nikolaitsch
21 сент, 2015 11:57 (UTC)
я как истинный марксист верю только в обычный капитал, который деньги-товар-деньги. Формула так называемого "социального" капитала (деньги + деньги + деньги -> соцкапитал) мне не понятна и не близка
(без темы) - arit_09 - 21 сент, 2015 12:07 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
nikolaitsch
21 сент, 2015 12:04 (UTC)
фото кого или чего?
(Удалённый комментарий)
(без темы) - nikolaitsch - 21 сент, 2015 12:10 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
fotovivo
21 сент, 2015 12:32 (UTC)
Замечательно живописано ))
avylon
21 сент, 2015 12:36 (UTC)
По 4ой группе и советничеству: это ж приобретенная привычка. Посоветуешь одному - обидится. Второй прочитает критику и расстроится. В какой-то момент осознанно (либо по совету других) просто молча начинаешь проходить мимо.
nikolaitsch
21 сент, 2015 12:45 (UTC)
Правильно. Не стоит лезть с советом, если его не просят.
sergekj
21 сент, 2015 15:06 (UTC)
Раз в год в детский сад или школу приходил местный «про
возможно мне (не)повезло, но последние N лет в школу, где учатся мои дети регулярно приходят "профессионалы" и делают поголовные "портреты".

Причём, охотятся как правило за учениками начальной школы. Они ещё доверчивы и падки на всё блестящее.

"Профессионалы" договариваются с кем-то из руководства школы и за один урок быстро фотографируют целый класс.

Через день-два детишки поголовно тащат домой однотипные готовые цветные портреты с крокодильчиком или попугайчиком в руках (варианты - в фартуке и с поварёшкой, и т.д.) и квитанцией на оплату этого "шедевра" по бешеной цене в ближайшей сберкассе.

В принципе, никто не неволит покупать эти портреты. Можно просто вернуть. Но уговорить это сделать малолетнее чадо очень сложно.

На это и рассчитывают подобные коммерсанты.
nikolaitsch
21 сент, 2015 19:54 (UTC)
Re: Раз в год в детский сад или школу приходил местный «п
изо всех прошу у вас прощения от лица всех фотографов! эти люди позорят лицо нашей профессии!
semiurg
21 сент, 2015 18:36 (UTC)
" кочевые фотографы исчезли" - да хрен там. В школах и сейчас в конце каждого года класнная руководительница непременно приведет на родсобрание очередного унылого мастера в жанре "вспышка в лоб, фикус справа". "Уважаемые родители" - скажет она с крокодильей доброй улыбкой,, - "Вы же хотите, чтобы у ваших детей осталась память о таком важном учебном годе? А я говорю - ХОТИТЕ!!". И родители, вздыхая, привычно тянутся к кошельку...
nikolaitsch
21 сент, 2015 19:48 (UTC)
вот жеж сучье племя. я искренне считал, что они вымерли. на следующем всероссийском съезде фотографов подниму этот вопрос
(без темы) - koraiklyuch - 2 окт, 2015 22:07 (UTC) - Развернуть
livejournal
1 окт, 2015 09:09 (UTC)
Есть ли будущее у профессиональной портретной фотогра
Пользователь Журнал ЖЖ сослался на вашу запись в своей записи «Есть ли будущее у профессиональной портретной фотографии?» в контексте: [...]
«Ателье позакрывались, кочевые фотографы исчезли. Действительно, зачем платить постороннему человеку, когда в семье имеется зеркалка, беззеркалка, россыпь из нескольких поколений мыльниц и по телефону с камерой на каждого члена семьи, включая кошку».
[...]
gala_tcarkova
2 окт, 2015 01:57 (UTC)
Если говорить о фотографии в детских садах и школах - это целая ветвь бизнеса, окучиваемая фотостудиями и производителями фотокниг. И там уже не просто фотограф договаривается с администрацией, а дело на поток поставлено: менеджер по продажам окучивает сады/школы, заключает договор, фотограф едет снимает, далее печатаются альбом.

Еще видела компанию, не помню ее названия, которая тоже снимается детишек в садах и школах, но не просто портреты, а по сюжету и со специально подобранными декорациями. Очень неплохие портреты, да и задумка. На 80% удачно.
wild_hunter1799
2 окт, 2015 09:56 (UTC)
Вы прекрасно пишете, но если это Ваше фото, то портретист Вы никакой. От слова "совсем". Вы правильно это охарактеризовали в данном посте как "просто резкий снимок"
http://nikolaitsch.livejournal.com/370377.html#comments
http://nikolaitsch.livejournal.com/374649.html
Просто не дано.
Впрочем, у 99 процентов фотографов так. Сделать интересный портрет сложно.
nikolaitsch
2 окт, 2015 10:13 (UTC)
Не спорю. Но зашел ради интереса в ваш журнал, посмотрел десятки одинаковых снимков березок без намека на оригинальность или композицию. Знаете, пожалуй, вам фотографию стоит бросить совсем. Потому что фотограф вы, скажем откровенно, хреновый.
Natalia Malinko
3 окт, 2015 05:44 (UTC)
Вторая и четвёртая категория, физкульт-привет! Умеете Вы это... разоблачать! Когда раскроете секрет окучивания третьей, прошу не скромничать.

Edited at 2015-10-03 05:47 (UTC)
nikolaitsch
3 окт, 2015 05:52 (UTC)
да нет никакого секрета. надо просто ценник выставить конский - тысяч 15-20. он автоматически означает, что продукт качественный, даже эксклюзивный.
(без темы) - Natalia Malinko - 3 окт, 2015 05:59 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nikolaitsch - 3 окт, 2015 06:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - Natalia Malinko - 3 окт, 2015 06:21 (UTC) - Развернуть
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
( 46 комментариев — Оставить комментарий )