nikolaitsch (nikolaitsch) wrote,
nikolaitsch
nikolaitsch

Category:

Голан Глобуса пропил

В Греции, лежа под пальмой, и чтобы хоть как-то отвлечься от тяжелых размышлений о Родине, посмотрел документальный фильм про двух кумиров моего детства. Я тогда не знал, что они кумиры, они тогда были просто двумя именами, но зато какими! Да, да, да, я веду про лихих синема-сионистов Голана и Глобуса. Кто не знает, это великие люди, практически гении, по сути – предтечи братьев Вайнштайнов. Они столько всего и так что! Но обо все по порядку.

Несмотря на акустическую странность и различие фамилий Менахем Голан и Йорам Глобус неожиданно оказались родственниками. Правда не родными братьями, а двоюродными. Свою кинематографическую карьеру начали еще в Израиле, где Менахем спродюсировал мега-хит всех времен и народов «Горячую жевательную резинку». Фильм только в Израиле посмотрело почти полтора миллиона человек при общем населении страны в тот момент три с половиной миллиона. После такого успеха, а также номинации Менахема на Оскар с фильмом «Операция «Йонатан», кузены решили перебраться в Америку, где по дешевке прикупили местную студию Cannon Films. Ну а уж там пустились во все тяжкие.

Кстати раскрылась и мегатайна, терзавшая меня на протяжении последних 30 лет. Оказывается… (внимание! Барабанная дробь!!!), что «Последнего девственника в Америке» снял опять таки мощный старик Голан. Вот как перебрался в Голливуд, так практически первым делом. Очень, надо полагать, ему сюжет полюбился. Сексуально-озабоченные пубертаты в поисках баб – это ведь вечный сюжет, практически «Гамлет» наших дней. Одиссея, считай. А я, помню, еще удивлялся, почему два фильма так похожи. Решил, что это в Америке сняли хорошее кино (Девственник), а потом пошлые немцы стырили сюжет и почти покадрово забацали у себя поддельный римейк, в рамках, так сказать, программы импортозамещения. А потом серию еще более тупых и пошлых продолжений. Почему немцы, спросите вы? Да потому что в виде-салонах Жевательная резинка шла в немецком дубляже. Там много чего шло на немецком, включая почти все фильмы с Джеки Чаном. Но с Джеки Чаном была некоторая определенность, что он вроде не немец. Или не до конца немец. Хотя ДЕФАвские индейцы во главе с Гойко Митичем заставляли задуматься. На немцев в общем грешил, как всегда, а оно вот как вышло. Совсем наоборот и в обратном хронологическом порядке.

Возвращаясь к братьям. Что было их характерной чертой? Во-первых, огромная любовь к кино. Они искренне любили кино, причем абсолютно всякое, и действительно хотели внести в него посильный вклад. Именно как в искусство. Во-вторых, просто неуемная энергия. Пока крупные студии снимали по 8-10 фильмов в год, Голан с Глобусом умудрялись клепать по 40 штук. Не останавливаясь и даже не притормаживая ни на минуту. В-третьих, продажный талант на грани гениальности. Они продавали свои фильмы инвесторам еще на стадии… даже не сценария… постера! Тупо рисовали несколько картинок в стиле «суровый мужик с автоматов на фоне развалин» или «суровый мужик с мечом и голой девкой на фоне инопланетных монстров» и шли с ними к инвесторам. И получали деньги! Миллионы!!! В-четвертых, и главных, ПОЛНОЕ отсутствие какого-либо вкуса. Что их в конце концов и сгубило. Оно и еще деньги.

А какие они фильмы снимали!... Песня, а не фильмы.
Сплошь классика и золотой фонд человечества. Вы только вчитайтесь! Жажда смерти, Команда Дельта, Вторжение в США, Пропавшие без вести, Властелины вселенной, Киборг, Любовник леди Чаттерлей, Копи царя Соломона, Кикбоксер. КОБРА! Они по сути открыли миру Чака Норриса, Ван-Дамма, Лундгрена, Майкла Дудикоффа, Шо Косуги, Майкла Дакаскоса и многих других. Позволили достойно встретить старость Бронсону.

Они подарили нам брейк-данс с фильмом Breakin' и Ламбаду. Ну а в паузах между производством шедевров обеспечили работой Андрона Кончаловского (Любовники Марии и Поезд-беглец), Годара (Король Лир), Франко Дзеффирелли (Отелло), Микки Рурка (Пьянь), Джона Кассаветиса, Нормана Мейлера и пр. Кстати, судя по дальнейшему творчеству, Андрон в Кэнно филмс был абсолютно на своем месте.

Сгубило их, как и сказал, отсутствие вкуса и деньги. Они действительно не видели разницы, например, между своими «Копи царя Соломона» и чужим Индианой Джонсом, между четвертым и первым Суперменами, между Пропавшими без вести и Рэмбо. И поэтому, как только набрели на реальные деньги, ушли от привычной бизнес модели (показал постер, получил бабло, снял треш, треша накопилось полтора десятка – продал пакетом в зарубежный прокат, пошел рисовать новый постер) к высокобюджетным фильмам со звездами. Которые продюсировали и снимали по привычной схеме, засовывая в Супермена спецэффекты того же уровня, что и в Месть ниньдзи. Плюс начали массово скупать дистрибьюторов и сети кинотеатров. Они были в полушаге от съемок Человека-паука! Я думаю, Спайдер-мэн, например, с Ван-Даммом в главной роли несколько отличался бы от привычного нам образа. Не факт, что в худшую сторону.

В общем, к концу 80-ых десятилетний карнавал и праздник жизни закончились. Гипс сняли, клиент уехал, компанию пришлось продать.

Понятно, что из 40 фильмов выпускаемы братьями в год, большинство был откровенный шлак. Но именно ведь он и составлял львиную долю репертуара наших видео-салонов. Именно на их фильмах росло и воспитывалось целое поколение советских детей. Да лично мне их фильмы, может быть, дали не меньше пионерской организации! Мужеству я учился у Чака Норриса. Сдержанному благородству у Чарльза Бронсона. Скупому самцовому обаянию у Жана-Клода. А активной жизненной позиции у Дольфа Лундргена. За что я отдельно и от всей души благодарен и Голану, и Глобусу. Спасибо вам, родные!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 29 comments