?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Продолжим!

Мне кажется, одна из главных проблем писателей-фантастов (не только их, понятно, но их особенно) заключается в том, что мир изменился. Будущее, о котором они писали, пришло. Правда, оно оказалось несколько иным, чем представлялось, но это проблема как раз не будущего. А они не только не желают принять произошедшие изменения, но даже признать их.

Действительность такова, что сегодня автор вынужден сам заниматься собственным продвижением. Это относится практически ко всем, за исключением, может быть, десятка топовых писателей, да и тем не помешает. Автор должен присутствовать в интернете, общаться на постоянной основе со своим фэндомом. РАБОТАТЬ с аудиторией. Т.е. вести как минимум блог, плюс аккаунты в паре социальных сетей, а желательно и собственный сайт.

«Обязан» ли это делать писатель? Нет. Но тогда ему надо понимать, что достойное вознаграждение будет несколько ниже. Издательствам заниматься всеми писателями, раскручивать их, рекламировать и продвигать, недосуг, ресурсов не хватит. Поэтому там, понятно, смотрят на популярность писателя как такового, самого по себе. Насколько он известен в сети, может ли мобилизовать большое число покупателей на свои книги. Если может, то при прочих равных, ему режим большего приоритета. От размера гонорара до сроков и количества выпускаемых книг. Т.е. если ко мне приходят Иванов и Петров. У Иванова постоянно обновляемый блог с десятком тысяч френдов и высокой посещаемостью, а у Петрова только талант, то кому я отдам предпочтение?

Да, может быть, это дополнительный геморрой. Не хочется этим всем заниматься, суетой и томлением духа, не хочется метать бисер, а хочется сосредоточиться только и исключительно на творчестве. Но… Кому нынче легко? А актерам нравится при выходе каждого нового фильма колесить по миру, отвечая на сотни одинаковых вопросов на десятках одинаковых пресс-конференций? Не думаю. Но ездят и отвечают. Неизменно вежливо и дружелюбно! Могут не ездить, то тогда будет меньше ролей и ниже гонорары. Пускай это не очень справедливо, не легко и т.п. и т.д, но таковы законы бизнеса. В этом самом новом дивном мире.

И вот с признанием факта, что мир новый, у многих писателей фантастов, судя по их блогам, боооооольшие проблемы. Если вы через день рассуждаете о деньгах, гонорарах, размере упущенной выгоды и прочих приземленных материях, открыто называете свои книги товаром, значит, вы бизнесмен. Вы пришли в мир бизнеса. Как говорится "Вы находитесь на кощеевой земле, добро пожаловать, платите пеню!" Но нужно понимать, что тут все немножко по-другому, по другим правилам. И нужно учиться играть по ним. Грубо говоря, для начала - пользоваться ножом и вилкой и не сморкаться в занавески. А то посмотришь, с утра он - творец и свободный художник, которому все позволено, который может посылать всех в лес, не задумываясь о последствиях, а после обеда вдруг бизнесмен, толкует про отчисления, проценты конверсии, анализ динамики продаж. Такое поведение напоминает капризы ребенка. Как телевизор допоздна смотреть так «я больсой», а как жопу за собой вытереть так сразу «я еще маленький»? Или крест или трусы.

Хотите денег? Приложите определенные усилия помимо непосредственно написания книг. Потратьте время на то, чтобы изучить и понять, как тут все устроено. Не как вам кажется, а как на самом деле. И опыт сидения в интернетах со времен ФИДО, ничего не значит, скорее даже вредит. Автор должен быть сам себе и маркетолог, и пиарщик, и специалист по соц медиа.

Но главное - нужно изучить свою аудиторию, понять ее, постоянно с ней работать. Общаться вежливо и корректно. Искренне заблуждающихся просвещать, злобных мурзилок игнорировать, совсем лютых тихо банить. Не ввязываться в перепалки, не наезжать по поводу и без, не гондурасить своих читателей, не строить из себя брутального мужика. Вежливо, сцуко, и корректно! Рассказывать, что происходит, на каком этапе новая книга. Если вышла, то где доступна. Не давать голую ссылку вообще без пояснений на какой-то список – типа «идите и покупайте». Нет. Оформить нормальный пост, с картинкой обложки, подробной аннотацией о чем книга, прямой ссылкой именно на нее, указанием цены. Предупредить о возможных проблемах с загрузкой и оплатой, если таковые случаются. Под катом выложить кусок произведения, по которому можно составить представление о нем. В профиле продублировать всю библиографию полностью, со ссылками на магазины (могут быть как разные условия, так и методы оплаты) и отдельные посты по каждой книге, оформленные, как описано выше. Периодически находить поводы упоминать ту иди другую, но мягко и без фанатизма. Вышла только бумажная версия? Напишите, когда будет электронная. Сдвинулись сроки? Извинитесь и попросите подождать. Это все понятно, если вы действительно хотите заработать деньги, а не стоять всю жизнь в позиции гения, обворованного жадными неблагодарными людишками.

И это я перечислил самые элементарные вещи, лежащие на поверхности. Для них даже придумывать ничего не надо – все давно придумано. Написав, пошел по блогам писателей. Список книг в профиле нашел только у одного, причем ссылки вели на бесплатную библиотеку. Все. Пишут редко, коряво, обо всем кроме творчества. Судя по шаблонам дневников, те заведены еще в мохнатые нулевые на заре ЖЖ. Даже не как средство самовыражение, а потому что модно было. Все завели – и я завел. С тех пор ничего не изменилось.

Из всех писателей с аудиторией работает практически только Каганов. Постоянно и целенаправленно. Там тоже можно много чего поправить, включая излишнее засилье джинсы, но человек реально работает. Из неписателей гений самопиара - Вася Ложкин. Тот, подозреваю, ничего специально не читал и не изучал, а просто самородок. Сходите и посмотрите, как это должно быть. Не хотите Васю Ложкина, сходите и посмотрите блог Пилюлькина. И сделайте все наоборот. «Видите, дети, так делать нельзя!».

Его основная проблема (помимо того факта, что он мудак, конечно) в полном непонимании собственной аудитории. Человек вдруг решил, с какого-то бодуна, что он суровый и брутальный мужик и начал крыть все членами. Коряво косить под Гоблина. Но Гоблин, при всех к нему претензиях, как раз отлично понимает свою аудиторию, ежедневно и кропотливо работает с ней, воспитывая и формируя под свои нужды. Так вот для Пилюлькина, возможно, станет сюрпризом, но аудитория Гоблина, на которую он вдруг начал ориентироваться, практически не пересекается с аудиторией его читающей. А читают (читали?) его как раз хомячки, офисный планктон и прочие креаклы, которых он с таким энтузиазмом гондурасит уже продолжительное время. Он абсолютно не понимает, что с каждым высером, теряет как читателей, так и столь любимые им деньги. Отписался про белоленточных пидорасов? Минус несколько тысяч. Потребовал двушечку для пуссек? Еще столько же. Захреначил серию колонок про тупых либерастов у Кости Рыкова? Ну вы в курсе. Разразился кучей постов про тупых украинцев, у которых не страна, а сплошное недоразумение? А там, на минуточку, почти 40 миллионов русскоязычных. Из них некоторые тоже читают книги. Нет, я вполне понимаю вот эти «не могу молчать» и нежелание даже в мелочах «поступиться принципами». Понимаю и уважаю. Но тогда, по крайней мере, нужно отдавать себе отчет, что самовыражаешься ты за собственный же счет. В прямом смысле. За свои деньги. И тогда потом не плакать. Это не говоря даже о том, что любую мысль и идею при желании можно подать спокойно, сдержанно, без оскорблений своих читателей. Так чтобы у тех не оставалось по прочтении чувство гадливости и привкус говна во рту. При желании конечно, если оно есть.

Авторы, похоже, не верят в существование читателей, хотя и фантасты. Они верят только в тех из них, которые активно комментируют. А как раз среди активных комментаторов действительно очень много тех, что яростно набегают на каждый пост про авторское право и деньги, выдвигая абсолютно идиотские и подлые (с точки зрения автора) аргументы. Одни и те же. Всегда. А если, например, понять такой простой факт, что большинство посетителей интернета вообще не пишет и даже не комментирует? Что активно пишет, грубо говоря, 1%, комментирует 9%, а остальные 90% молча читают? Вы их не видите, а они есть. Они читают и мотают на ус. Читают и принимают решения, часто ситуативные. Если автор постоянно и азартно поливает такого читателя (как представителя некой группы) дерьмом, то тот скорее всего книжки этого автора тот вообще перестанет читать. Если совсем перестать не может/не хочет, будет назло качать бесплатно. Зачем спонсировать явного мудака? Пусть даже не бесталанного. Когда автор ввязывается с кем-то в перепалку, обильно кроя собеседника матом, он почему-то думает, что общается вот с этим одним конкретным человеком. Открою страшную тайну – он в этот момент общается со ВСЕМИ, кто эту ветку читает. И кто прочтет позже. Не с одним, а с тысячами. Это их он тоже кроет матом, создавая себе репутацию мудака, которому реально западло отдавать деньги. Это молчаливое большинство пожмет гадливо плечами, тихо развернется и уйдет. Вместе с деньгами. Как всегда, молча.

ОК, закругляюсь, а то уже снова портянка получилась. Еще раз повторю только. Мир изменился. Можно плакать по этому поводу и ждать с нетерпением массовых посадок, а можно научиться играть по новым правилам, шаг за шагом меняя их под себя.

И бонусом:
Ссылка на прекрасное
Еще одно - там самый ЖЫР в последних двух абзацах, включая мелкий шрифт.
И вот это. Ознакомившись со списком книг, хочется пожелать Флибусте долгих лет и крепкого здоровья. Потому что, если автор со второй ссылки прав, то только Флибуста и стоит между нами и НИМИ! Как последняя линия обороны, последняя надежда человечества. Потому что там их тьмы, и тьмы, и ТЬМЫ.


Comments

( 69 комментариев — Оставить комментарий )
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
semiurg
23 ноя, 2013 14:19 (UTC)
Плюс тыща.
avaxhomedotru
23 ноя, 2013 14:24 (UTC)
“Автор должен присутствовать в интернете, общаться на постоянной основе со своим фэндомом. РАБОТАТЬ с аудиторией. Т.е. вести как минимум блог, плюс аккаунты в паре социальных сетей, а желательно и собственный сайт”.

В принципе верно. Но есть нюансы. Вот допустим, Галковский.

Пахал в Рунете чуть не с момента его основания – а вы про этого гения даже и не слышали.

Или наоборот – возьмём Пилюлькина – который сперва сидел корифеем на облаке, а после снизошёл и начал “общаться с людьми” в ЖЖ – в стиле “товарищ, вы по какому вопросу?!”

Чем окончательно отбил охоту ходить за своими книжками в магазин – лично мне фантастики в новостных выпусках федеральных каналов и так хватает за глаза.



P.S. А вот Пелевин ни с кем отродясь не общался. Но все его книги я честно покупаю – исключительно чтобы поддержать автора.
nikolaitsch
23 ноя, 2013 14:30 (UTC)
Пелевин - как раз из десятка "топовых" авторов. Его необщение - изначально маркетинговый прием, правда сейчас уже не знаю, насколько оправданный.

Галковского я прекрасно знаю, именно благодаря его ЖЖ, в котором он "пашет". Но именно благодаря его пахоте там, желания прочитать его книги у меня не возникает. Блога более чем достаточно.

(без темы) - avaxhomedotru - 23 ноя, 2013 14:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nikolaitsch - 23 ноя, 2013 15:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - avaxhomedotru - 23 ноя, 2013 15:35 (UTC) - Развернуть
old_greeb
23 ноя, 2013 14:31 (UTC)
"Кузнеца атомного проекта" - вишенка на торте. Очень органично смотрится
nikolaitsch
23 ноя, 2013 14:41 (UTC)
Творительный падеж, может быть?
helga_zh
23 ноя, 2013 14:43 (UTC)
Спасибо за ссылку "на прекрасное". Я и раньше-то его не читала, а после прочтения матов и пожеланий, понимаю что теперь и ни к чему, ни бесплатно,ни тем более платно.
И за последнюю ссылку. Увидела много ярких обложек, узнала новых имен. Пусть они и впредь останутся мне незнакомы.
(без темы) - danilovsky_nk - 23 ноя, 2013 16:53 (UTC) - Развернуть
livejournal
23 ноя, 2013 15:16 (UTC)
Про писательский труд
Пользователь edik_m сослался на вашу запись в записи «Про писательский труд» в контексте: [...] т как читателей, так и столь любимые им деньги. Прямо мои мысли,но как красиво изложено! отсюда [...]
pyshch
23 ноя, 2013 15:53 (UTC)
Это не писатели, это маркетологи. То есть, конечно, писателю хорошо бы уметь классно продвигать, проблема только в том, что от этого он писателем не станет. Писателем он станет если будет уметь писать (ваш КЭП :)). А как ни странно, таких всегда было очень мало. И еще меньше из них пробивались наверх, хоть через издательства продвигайся, хоть через жж. Вы Николаич даже не догадываетесь кого вы описали. Вы в качестве образца описали классического борца за дензнаки (Остап Бендер, сценарий "Шея", ога! :)), а отнюдь не писателя, и вот таких как раз было всегда дохера. Абсолютно дохера - в одном союзе писателей СССР 5 тыщ гениев, причем очень неплохо оплачиваемых, и сколько вы из них сейчас вспомните?
Методы продвижения изменились, тут вы абсолютно правы. Вот только кого из этих товарищей писателем то можно назвать? Кого помнить будут хоть лет через 5, я не говорю чтобы через 10? Ну забашляет он классно, вопросов нет, но лучше б пылесосы продавал. Он же маркетолог.

"Советский писатель - это, я вам доложу, продукт особенный. Если специалист подобен флюсу, то специалиста столь характерного, как именно советский писатель, трудно даже уподобить какой-либо цензурной части тела.
Фокус в том, что когда совписатель становится профессионалом, он втягивает в жизнь столь специфическую, что скоро абсолютно теряет представление, как там живет народ, и что там вообще кругом делается. Чтоб публиковаться в издательствах и журналах, получать путевки в дома творчества и загранкомандировки и вообще держаться на плаву в литературном
процессе, необходимо постоянно поддерживать связи в своем клане: пускать пар в свисток. Быть на виду, оказывать услуги нужным фигурам, прознавать важные новости, участвовать во всяких мероприятиях и говорильнях, и все это поглощало полностью все время, силы и интересы. А с целью "собирать
материал" о жизни "простого народа" выписывались "творческие командировки" по стране: писателя встречали, поили-кормили, ублажали и возили на экскурсии: пусть посмотрит сочинитель, совесть народная, как доятся рабочие и выполняют план по маслу коровы и быки."
pyshch
23 ноя, 2013 15:55 (UTC)
Замените "пар в свисток" на "работу с аудиторией" и вы вместо героя соцтруда получите героя каптруда. С тем же качеством "продукции".
(без темы) - nikolaitsch - 24 ноя, 2013 07:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pyshch - 24 ноя, 2013 10:46 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nikolaitsch - 24 ноя, 2013 10:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pyshch - 24 ноя, 2013 11:12 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nikolaitsch - 24 ноя, 2013 11:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 1istorik12 - 23 ноя, 2013 15:54 (UTC) - Развернуть
nikolaitsch
23 ноя, 2013 16:38 (UTC)
почему не давать? давать. мне не жалко.
просто несколько обидно, когда ты ему деньги, а он тебе в рожу плюет.
probegi
23 ноя, 2013 16:25 (UTC)
Подытоживая: писателю позарез нужен Агент. Только он уже будет не бегать по редакциям, а вести блоги, организовывать голосовалки с мягкой накруткой голосов и пр. и пр.

хехе
nikolaitsch
23 ноя, 2013 16:41 (UTC)
Неа. Когда кто-то ведет вместо, это чувствуется и рано или поздно вылазит наружу. И голосовалок не надо.
Надо просто нормально разговаривать с людьми. Не чесать ЧСВ, а общаться. Это вообще не сложно.
(без темы) - probegi - 23 ноя, 2013 16:46 (UTC) - Развернуть
aba
23 ноя, 2013 16:25 (UTC)
с одной стороны - очевидные вещи. с другой - очень мало осталось людей которые могут написать больше трёх абзацев не войду с самим собой в противоречие

вобщем я и ещё 9 читающих лютобешено плюсуют =)
nikolaitsch
23 ноя, 2013 16:42 (UTC)
Так они же ПИСАТЕЛИ! Им сам бог велел уметь.
aet2003
23 ноя, 2013 16:45 (UTC)
Не буду лезть с мыслями. Пока постою, послушаю.
yu_sinilga
23 ноя, 2013 16:51 (UTC)
Вы описали литературного агента, "Николаич". За 20 лет "рынка" они так и не появились как серьёзное явление, а жаль.
nikolaitsch
23 ноя, 2013 16:59 (UTC)
Нет, я как раз говорю именно об авторе. Общение с поклонниками на агента не повесишь. Если кончено нормальное и полноценное, а не твиттер вести заместо.
(без темы) - yu_sinilga - 23 ноя, 2013 17:15 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nikolaitsch - 23 ноя, 2013 17:37 (UTC) - Развернуть
the_jubjub_bird
23 ноя, 2013 16:51 (UTC)
Следует отметить, что такие лютые страдания наблюдаются только у фантастов, причём главным образом "патриотически ориентированных". Такого жуткого холивара нет ни у детективщиков, ни у авторов женского чтива и прочих. А фонтасты воют. Может что-то в консерватории поправить?©

Edited at 2013-11-23 16:53 (UTC)
nikolaitsch
23 ноя, 2013 16:54 (UTC)
А многие из авторов женского чтива ведут блоги? Тем более в ЖЖ. То же касается и детективщиков.
(без темы) - the_jubjub_bird - 23 ноя, 2013 17:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nikolaitsch - 23 ноя, 2013 17:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ulcus_111 - 23 ноя, 2013 17:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - the_jubjub_bird - 23 ноя, 2013 17:46 (UTC) - Развернуть
the_jubjub_bird
23 ноя, 2013 17:06 (UTC)
Чёрт подери! Сходил по ссылка, открыл много нового. Неужели кто-то читает всю эту макулатуру?
nikolaitsch
23 ноя, 2013 17:26 (UTC)
Не читали бы - не выпускали бы. Ясно что не хиты и не бестселлеры, но само количество внушает.
ulcus_111
23 ноя, 2013 17:14 (UTC)
Претензия на умный анализ.
Надо прочитать хотя бы несколько десятков авторов, которые собственно и пишут в стиле научной или "другой" фантастики. Вот тогда уголек, на гора, будет чёрный. Вы хотя бы знаете, кто первый автор фэнтези?
Кризис фантастической литературы, на Западе. Выделить из тысяч блеклых авторов, можно нескольких. Зашоренность взглядов и идей. Если же на русскоязычных авторов посмотреть, КАЖДЫЙ ГОД появляется обязательно кто нибудь, кого читаешь с удовольствием. Даже, так, зарубежная часть, тот же Вартанов или Горькавый, тоже не забывают своих читателей.

Edited at 2013-11-23 17:29 (UTC)
nikolaitsch
23 ноя, 2013 17:33 (UTC)
Re: Претензия на умный анализ.
Эка вы и меня, и Запад сразу-то и раскусили.
Первым автором я бы назвал Гомера, но уверен, что вы меня поправите и просветите.
(без темы) - boruch - 24 ноя, 2013 03:00 (UTC) - Развернуть
ulcus_111
23 ноя, 2013 17:49 (UTC)
Так вы фантастику читали?
Единственного и неповторимого автора фантастики, на Западе, Лоис МакМастер Буджолд, западные даватели премий, незаслуженной обделили. Я уж даже не помню кому дали, а Гугль ради этого беспокоить грех. Но действительно- её читать стоит.
Вот почитайте того же Сальваторе. Он в фэнтези отметился, и в "звёздных войнах" и ещё. Один из самых раскрученных авторов. Но тексты- нудные. И как переводчики не старались, не берут Сальваторе) Так в чем ваш вопрос то. В том, что их автором, с помощью не рыночной экономики, выдают непонятно за что огромные гонорары? У нас ещё территория дикого, начального капитализма, бандитам, в первом и втором поколении, пока не до книжек. А вот потом, за раритетные книги)))

Edited at 2013-11-23 18:05 (UTC)
valyam57
23 ноя, 2013 19:35 (UTC)
Re: Так вы фантастику читали?
У неё нет премий??? Удивили!!! Она же замечательная!
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
( 69 комментариев — Оставить комментарий )