nikolaitsch (nikolaitsch) wrote,
nikolaitsch
nikolaitsch

Category:

Стрит-фотография, часть 1.

Все крутятся и крутятся в голове какие-то обрывки мыслей и идей касательно фотографии. Как показывает опыт, единственный способ это кручение прекратить - написать пост или даже серию постов. Особого смысла в них не ищите. Главная цель, как и подавляющего большинства остальных моих постов, – зафиксировать в письменном виде некую мысль, выплеснуть ее наружу, чтобы больше не досаждала. Т.е. эгоистично-терапевтическая. Разница лишь в том, что тема в этот раз будет большая, да в которой я еще сам очень слабо разбираюсь. Ну вот, быть может, ее запись и поможет заодно как-то все это в голове систематизировать и разложить по полочкам. Тема же – не вся фотография целиком конечно, а стрит-фотография.

Снимать я начал два года назад, опыт, как и сказал, минимальный, поэтому ни на какую полноту и всеохватность не рассчитывайте. Это будет фиксация только моего опыта. Где-то (много где) скорее всего ошибусь, где-то и просто совру. Зато от души. Посты (от 3 до 5) я скорее всего позже буду дописывать и редактировать – все сразу просто невозможно вспомнить и внятно сформулировать.

Техника

Начну с банальности. Снимает не техника, а человек. Я прекрасно понимаю, что это расхожее выражение может показаться не совсем правдой. Лично мне оно долгое время казалось даже совсем неправдой. Но это действительно так. Да, техника накладывает определенные ограничения. И чем лучше и сложнее техника, тем таких ограничений меньше. Но и в их рамках можно прекрасно жить и снимать. Более того, очень часто при определенной привычке их перестаешь замечать вовсе. Кроме уж совсем пиковых ситуаций. Если ты «видишь» хороший кадр, ты его снимешь и айфоном. Если не видишь – то не поможет даже Марк-3. Все очень просто. Вон Пинхасов на айфон снимает так, как мне и Хассельбладом не снять. Более того он в последнее время специально снимает только на айфон. Целенаправленно создавая себе дополнительные рамки и ограничения. Ему так интереснее! Правда, злые люди утверждают, что ему Инстаграм приплачивает за пиар и популяризацию, но мы эти инсинуации гневно отвергнем. Лично же у меня процент выхода приличных кадров с Олимпуса был больше чем с Никона. Может, снимал больше, может, стал придирчивее со временем. Все может быть, но факт остается фактом. Техника важна, но она все же не решает.

К тому же излишнее увлечение технической стороной может привести к так называемому пиксельдрочерству. Есть целая категория людей, попиксельно рассматривающих снимки при увеличении 200 процентов, выискивающих всюду хроматические аберрации, геометрические искажения и способных до упора сраться насчет скинтонов и правильного баланса белого. Снимки их, правда, выполнены в большинстве своем в популярном жанре «унылое говно», но технически зато безупречны.

И все же сперва немного про технику.

Помимо нескольких мыльниц у меня за всю дорогу было две камеры – беззеркалка Olympus Pen E-PL1 и, с весны этого года, Nikon D600. На мой взгляд, кстати, весьма удачный набор - позволяет сравнить и сделать некоторые выводы. Если очень грубо разделить все фотографические аппараты на некие страты, то таковых у меня получается пять: телефоны, мыльницы, беззеркалки, кропнутые зеркалки и полнокадровые зеркалки. Есть конечно полу-гибридные варианты наподобие полнокадровых беззеркалок, но они в меньшинстве и погоды не делают. Из пяти классов два обречены, если не на вымирание, то на застой, а то и постепенное угасание – это мыльницы и кропнутые зеркалки. Мыльницы, несмотря на их явный технический прогресс в последние несколько лет, будут все больше заменяться разными смартфонами, которые тоже отнюдь не стоят на месте. Потому что у них одна и та же аудитория с примерно одними и теми же задачами – зафиксировать некое событие или место. Качество там мало кого особо волнует, важен сам факт. Дети, котики, памятные места, прикольные штучки. А поскольку у смартфонов есть еще доступ в сеть и такая мощная хрень как Инстаграм, то они постепенно отъедают и будут отъедать долю у мыльниц.

Второй кандидат на вылет – кропнутые зеркалки. Они явно проигрывают беззеркалкам в размерах и весе, при уже паритетной картинке, а их основное преимущество – скорость постепенно сходит на нет. Автофокус на первых беззеркалках был довольно тормозной и очень явно уступающий фазовому, затем стал шустрее, затем еще шустрее, а еще два-три года и, я думаю, практически сравняется. А те доли секунды, что останутся, будут заметные только уж совсем нервным и нетерпеливым. Правда, еще остается цена. На приличные беззеркалки производители пока стараются выставить неприлично конский ценник, но и это скорее болезнь роста.

Полнокадровые же зеркалки, мне кажется, безусловно останутся, крепко окопавшись в своей нише. Потому что размер матрицы. Физика. Которую просто так не объедешь. И дело не в количестве «мегапикселей». Там имеют значение и размер пикселя, и динамический диапазон, и шумность, и ГРИП, и «воздушность» картинки. Физика, в общем. Полнокадровые же беззеркалки, похоже, не получат широкого распространения, потому что тогда во многом теряется их главное преимущество – размер. Да, зеркало занимает дополнительный объем, но чем больше мы увеличиваем матрицу, тем менее эта разница заметна. Собственно даже дваждыкропнутый новый Панасоник весит, на минуточку, полкило, а моя полнокадровая тушка – чуть больше 800 грамм. Спрашивается – нафига?

Вторым минусом пойдет размер объективов. Там опять же физика. Нужно несколько стекол, мотор и стабилизатор запихать в один корпус. Если матрица большая, то и стекла большие. Получается, что к заметно уменьшенной тушке мы все равно прикручиваем огромный объектив. Выигрыш в размерах и весе становится менее заметный – в карман такое чудо уже не засунешь. А эргономика страдает – держать неудобно. Снова тот же вопрос – нафига? Поэтому большинство беззеркалок останутся кропнутыми, а значит по картинке все равно будут проигрывать фулфрейму.

Идеальный вариант использования беззеркалки, на мой взгляд, – вообще с фиксом. С хорошим 20мм блинчиком от Панасоника мой Олимпус легко влазит в карман, что особенно актуально зимой. В конце концов, самая лучшая камера – это та, которая в данный момент с собой.

Второй очень важный недостаток беззеркалок – это то, что там матрица всегда активна. Даже если есть видоискатель, то он по сути - все равно маленький экран. Значит, на матрицу всегда, пока аппарат включен, подается ток. Значит, она греется и жрет аккумулятор. Со включенной зеркалкой можно ходить хоть целый день. Аккумулятор и на половину не разрядится. С беззеркалкой такой трюк не пройдет. Приходится постоянно включать – выключать. При стрит-съемке же каждая доля секунды на счету. Все очень быстро меняется. Только что кадр был, а уже нету. Ну и впопыхах, то нажмешь не туда, то вообще забудешь, что камера уже включена и наоборот выключишь ее.

Третий момент – гораздо менее удобная система управления. Многие важные настройки доступны только через меню. Тушка маленькая, места для кнопок и колечек мало. На Олимпусе пока диафрагму изменишь или коррекцию введешь – все. Гипс сняли, клиент уехал. Но это опять же недостаток в основном при стрит-фотографии. Если снимать пейзажи и архитектуру, то они никуда не торопятся.

Зато у беззеркалок есть понятное важное преимущество – размер. Во-первых, как уже говорил, они легко могут влезть даже в карман. Особенно с фиксом. Во-вторых, они привлекают гораздо меньше внимания, чем большая черная дура. Люди на вас не так остро реагируют, вы становитесь менее заметны, что важно.

A Cigarette

Беззеркалку можно протащить в такие места, куда с зеркалокой вас просто не пустят, например, на концерт.

Второе преимущество, как ни странно, большая ГРИП (зона резкости). Да, получить в хлам размытый задний план невозможно (физика), зато упрощается процесс съемки «от пуза». Камера может просто висеть на шее и при некоторой сноровке ей оттуда же можно и снимать. Если автофокус чуть не попал на объект, тот все равно снимок очень вероятно будет достаточно резкий. Многократно проверено, например, в метро.

Underground

Таскать с собой большую и тяжелую зеркалку не всегда и не всем удобно, но, например, меня это не сильно напрягает. Когда я нахожусь в боевом поиске, просто наматываю ремень на кулак, и могу так ходить часами – рука почти не устает и никаких особых неудобств это не доставляет. А съемными объективами я не увлекаюсь – новый Тамрон 24-70 покрывает мои потребности практически полностью. Хотя понятно, с Олимпусом было полегче.

В целом же конечно идеально иметь и зеркалку с хорошим зумом, и, как запасной вариант, беззеркалку с фиксом. Но если выбирать что-то одно, я бы все-таки взял зеркальную камеру. Потому что это совсем другое качество.

Дальше: съемка, обработка, продвижение.
Subscribe

  • (no subject)

    Купил-таки таблетку от Самсунга. Таблетка работает под операционной системой корпорации добра Андроид. Версия Четыре-ноль. Красиво. Из уже…

  • Третий раз закинул невод

    Те, кто меня давно читают, знают, что в конце осени – начале зимы у меня всегда начинаются обострения в виде фототехнических пиздостраданий.…

  • Sony PRS-T1

    В детстве меня научили читать. Читать мне понравилось. Настолько, что где-то классу к пятому я дочитался до постоянной носки очков. Чем больше я…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 31 comments

  • (no subject)

    Купил-таки таблетку от Самсунга. Таблетка работает под операционной системой корпорации добра Андроид. Версия Четыре-ноль. Красиво. Из уже…

  • Третий раз закинул невод

    Те, кто меня давно читают, знают, что в конце осени – начале зимы у меня всегда начинаются обострения в виде фототехнических пиздостраданий.…

  • Sony PRS-T1

    В детстве меня научили читать. Читать мне понравилось. Настолько, что где-то классу к пятому я дочитался до постоянной носки очков. Чем больше я…