?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Кто о чем, а я о баньке

Чето все бурлит во мне педагогическое говно. Отрыжка высшего образования. Бывает. Зацепит вот так какая-то тема и пошел на неделю сраться по форумам и блогам, пропав для жены и сослуживцев – телом вроде здесь, а умом там, в атаке, в жарких спорах, мысленно жестикулируя аргументами, и только губы шевелятся матерно. Плюс опять же болит душа-то педагогическая за детишек малых во всем мире. В общем, маленько посмотрел, как обстоят дела с образованием в Соединенных Штатах, где собственно и придумали ту «школу компетенций», которую враги народа теперь пытаются внедрить у нас. А значит, американский опыт надо начинать изучать уже сейчас – он наше будущее. Светлое, как ядерный взрыв.

Как вы знаете, в Штатах есть обычные школы и High, вторые – это по сути выделенные старшие классы. Типа с 9 по 11. Чтобы большие лоботрясы маленьких толстолобиков не обижали, не учили дурному: материться, сексу, наркотикам и прочей рэп-музыке.

А еще школы делятся на публичные (общественные) и частные. Частные менее интересны, потому что за деньги любой дурак выучится, а за казенный счет нужны умения и везение. Поэтому я буду говорить за общественные.

Так вот. В США более 2 тысяч старших школ, где процент не окончивших (т.е. просто переставших ходить) 40 и более (два из пяти). Т.е. общественные школы, где таковых меньше 40% (всего лишь треть, например) считаются довольно благополучными, и их даже никто не считает.
Средний тест на чтение и понимание прочитанного по стране благополучно прошли 35% восьмиклассников. По математике меньше. В столице ихней родине Вашингтоне вообще -12%.

Вот эти в больших количествах беглецы высшей школы – вторая волна. Первая случается в районе 11-12 лет. Ребенок, который в 10 был твердым хорошистом, спустя два года оказывается крепким двоечником. Что в принципе подтверждают и мои наблюдения. Там сходятся сразу несколько факторов. Ну, во-первых, гормоны начинают играть, прежние авторитеты (и взрослые вообще) теряют авторитет. Исчезает управляемость. Во-вторых, ребятенок оглядывается на окружающий мир, и часто видит, что шансов выбиться в люди у него хоть с образованием хоть без образования нету. Либо колледж и надежда на свет в конце туннеля, либо почетная индустрия быстрого питания на остаток жизни. Более того реальные пацаны и мужики рядом добились в жизни изрядно и без образования. Ну в тюрьме конечно посидели. Как без этого. Но хорошо прикинуты, с голдами на шеях и на тюнингованных тачках. Во многих городских районах отсидевших в разы больше чем закончивших колледж.

Зато обнаружилась интересная пикантность. Как-то так принято думать, что школа зависит от окружения. Плохой район – плохая школа, полная наркоманов, хулиганов и других недобитых пролетариев. Хороший – наоборот: очкарики, еврейские скрипачи и золотая молодежь, на воспитание и даже зачатие которых и пошло спиженное 20 лет назад золото партии. Но ведь связь работает и в обратную сторону – от яйца к курице. Плохая школа означает, что вокруг нее скапливается много либо вообще недоучек, либо говноподростков. Такая школа отбивает у них на всю последующую жизнь желание учиться, работать, не ссать в мусоропровод. Не обеспечивает ни знаниями, ни кружками, ничем. В общем если исправить школу, то (пусть и не скоро) окружение к ней подтянется.

Хороших публичных школ мало. На одно место в такой школе могут претендовать от 5 до 20 и более учеников. В Штатах данный вопрос решен по чесноку – проводят лотереи. Причем жестко, обычно с барабаном Спортлото, в присутствии всех кандидатом (мальчишек и девчонок, а также их родителей).

Все ведь знают, какие школы хорошие, а какие нуихнах. И готовы ездить через полгорода каждый божий день и отвозить детей. Только бы выросло что-нибудь, которое если не подаст стакан, то хоть не продаст его за дозу. Причем, в лучших школах активно пользуют мой лозунг «нагрузки много не бывает»: легко вводят дополнительные часы, учебу по субботам, сокращение летних каникул до неприличного размера. Зато есть такие общественные школы, где более 90 процентов выпускников поступают в колледж.

И дело тут, как понятно любому нормальному человеку, не в вопросах ЕГЭ, не в стандартах образования, а, как это было всегда, в учителях.

Каждый президент, начиная еще с Эйзенхауэра, объявлял образование приоритетом своей политики. А последние – Клинтон, Буш, Обама так и особенно. Мамой клялись (Буш – папой), землю жрали. Проводили широкое обсуждение реформ, деньги выделяли, тестирование устраивали на каждом этапе. И все это исключительно демократическим путем, а не как у нас. А результаты схожие…
Но есть одна вещь, которая сильно отличает их школы от наших. Пожизненный учительский контракт. Он с одной стороны здорово защищает педагога, что бы и нам не помешало. С другой делает почти невозможной реформу школы. Щас расскажу.

Пожизненный контракт (tenure) школа позаимствовала у университетов. Но университетскому профессору, чтобы такое получить, надо много лет пятую точку рвать на звездно-волосатый. А учитель в школе получает его автоматом после двух лет.

По этому контракту невозможно уволить. То есть совсем. В одной школе директор снял своих подчиненных на скрытую камеру. Обнаружил много интересного. Педагог со звонком заходил в класс, садился за стол и весь урок читал газету. И таких было не один, а дофига! Ученики занимались, чем попало. Учителей уволили, суд их восстановил с выплатой компенсации. Так до сих и пор и сеют разумное, доброе и особенно вечное. С очень большим трудом (например, за опоздания и прогулы или сексуальные домогательство) в Нью-Йорке можно отправить учителя в специальный центр «переподготовки». Туда особо ловкие директора могу закрыть своих подчиненных на срок до трех лет. Более 600 учителей-вредителей сидят там по семь часов, нихрена не делая, с ПОЛНЫМ СОХРАНЕНИЕМ ЗАРПЛАТЫ.

Чтобы совсем уволить такого макаренку надо пройти через специальную процедуру из 23 шагов, нескольких комиссий, заседаний, тестов и пр. Причем одна ошибка, один пропущенный срок и все. В следующем году начинай сначала. Официально уволенных учителей 1 на 2500 (у врачей или адвокатов отзыв лицензии примерно 1:100).

А знаете почему? Учительские профсоюзы - самый крупный из общественных организаций спонсор выборных кампаний на всех уровнях, от президентской до местных советов.

В том же Вашингтоне решили провести реформу-эксперимент. Учителя там получают в год примерно 52 тысячи. Им сказали, вот вы жаловались, и мы слышим вас. Давайте так: пожизненный контракт нафиг, зарплата увеличивается до 100 тысяч с лишним долларов (т.е. более чем в два раза), но становится привязана к результатам работы. Инициативу зарубили еще на подходах, даже не пустили к голосованию.

Comments

( 34 комментария — Оставить комментарий )
d34paul
17 фев, 2011 15:23 (UTC)
Гыы :) "Пеши исчо", очень познавательно.
nikolaitsch
17 фев, 2011 15:26 (UTC)
Гордо
Нашу пестню не задушишь, не убьешь!
vishenko_junior
17 фев, 2011 15:36 (UTC)
нет, всё понятно, но компетентностный подход-то чем плох?
nikolaitsch
17 фев, 2011 15:38 (UTC)
А где написано, что он плох?
Написано, что и у американской школы есть отдельные недостатки.
(без темы) - vishenko_junior - 17 фев, 2011 15:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nikolaitsch - 17 фев, 2011 15:54 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
17 фев, 2011 16:23 (UTC)
Присоединяюсь к первому комменту. Дальше подробностей.
nikolaitsch
17 фев, 2011 17:50 (UTC)
Да вряд ли уже. Надоедает об одном и том же.
lak_mka
17 фев, 2011 16:46 (UTC)
да уж!
а вы можете спрогнозировать, что такая школа через несколько лет даст государству, какие плоды? мне вот, например, очень страшно, а тем кто это внедряет, похоже, по....
nikolaitsch
17 фев, 2011 17:52 (UTC)
Re: да уж!
Те кто внедряет в целом искренне считают, что все делают правильно и на наше благо. Причем они самые умные, а все кто не согласен дураки.
Это самое страшное.
Ну и издательства помогают по мере сил, начиная с "Просвещения".
vladstar
17 фев, 2011 17:05 (UTC)
Средний тест на чтение и понимание прочитанного по стране благополучно прошли 35% восьмиклассников.

1) Николаич, а откуда дровишки цифры-то ? Это ж как средняя температура по больнице.

Если жить в черном районе столицы - можно и 2% получить. В нашем county, к примеру, тесты успешно сдают 75-80% детей. Вот линк на PDF. По этнической разбивке сразу ясно, что самые главные рас#$%дяи - это негры и мексиканцы. Впрочем, это общеизвестно, чем больше представителей этих рас в школе - тем хуже результаты.

2) В общем если исправить школу, то (пусть и не скоро) окружение к ней подтянется.

Если исправить щколу - ничего в данной местности не изменится. Тут обезьян надо обратно в клетку загонять и палкой привычные рефлексы вырабатывать.

3) В Штатах данный вопрос решен по чесноку – проводят лотереи.

Тут от штата зависит. У нас (в Вирджинии) нет никаких лотерей, все гораздо банальней. Школы расписаны по районам. Чем лучше школа - тем выше стоимость недвижимости в данном районе, и наоборот.

4) В одной школе директор снял своих подчиненных на скрытую камеру.

Если он заранее не предупредил подчиненных о камере (с подписью последних), то его самого легко снимут за несанкционированную видеосъемку. А по сути вопроса - тут довольно мощные профсоюзы, которые, с одной стороны, накладывают некие обязательства, а с другой - защищают работников "до последнего".
nikolaitsch
17 фев, 2011 17:55 (UTC)
1. Цифры, по-моему, из замера на начальной стадии программы No child left behind. Типа чтобы дальше отслеживать только прогресс.
Температура есс-но средняя. И что?
2. Противоречит твоему же 3 пункту "Чем лучше школа - тем выше стоимость недвижимости в данном районе, и наоборот."
3. Противоречит твоему же 2-му пункту :)
Школы единственное место в жизни, где человека можно попытаться как-то исправить. Пусть и насильственно. Альтернатива только тюрьма.
4. Он типа выдал камеры школьникам, а снимали уже те, не доставая из сумки. В общем юридически если и не безупречно, то и не совсем противозаконно.
(без темы) - vladstar - 17 фев, 2011 18:45 (UTC) - Развернуть
note_booker
17 фев, 2011 17:19 (UTC)
Суд Линча я полагаю поможет исправить ситуацию с несменяемостью учителей. Т.е. они должны всю дорогу и жить в том районе где учительствуют. Бок о бок со своими воспитанцами.
nikolaitsch
17 фев, 2011 17:57 (UTC)
Обана. А врачи только рядом с пациентами. А директора и собственники предприятий рядом с подчиненными.
Это называется крепостное право. Оно себя не до конца оправдало.
(без темы) - note_booker - 17 фев, 2011 18:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nikolaitsch - 17 фев, 2011 18:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - note_booker - 17 фев, 2011 18:30 (UTC) - Развернуть
levinkov
17 фев, 2011 17:35 (UTC)
кто о чём...
Я вот буквально сегодня по работе взаимодействовал с систмой высшего образования в Турции.
Среди всего прочего узнал, что в городах у них 20% женщин - неграмотные, т.е. не умеют читать и писать вобще, а в сельской местности - аж 30%! Треть женщин вобще негорамотны! У мужчин - 10% и 20% соответственно, что для 21 века тоже "внушаить".
levinkov
17 фев, 2011 17:37 (UTC)
Re: кто о чём...
Блин, сам ошибок налепил... Позор. Так уж меня чувства переполняли!
Простите меня, люди, я вообще-то грамотный.
Re: кто о чём... - nikolaitsch - 17 фев, 2011 17:59 (UTC) - Развернуть
Re: кто о чём... - nikolaitsch - 17 фев, 2011 17:58 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
17 фев, 2011 18:06 (UTC)
Спасибо, коллега, было интересно прочитать Вашу заметку, завтра в школе обсудим.Всё плохо. Может быть Вы считаете, что от нас что-то зависит?
nikolaitsch
17 фев, 2011 18:27 (UTC)
От меня мало. От вас (судя по месту работы) несколько больше.
kaeronth
17 фев, 2011 18:37 (UTC)
вот как! я понял! всем, кто не любит работаь - надо ехать в штаты работать учителем )))))) два года повпахивать, всю жизнь стабильный доход иметь )
а вообще да, полное ощущение стремительной деградации мира.
при этом не похоже, чтоб сильно пытались остановить.
наши наоборот - ускоряют
nikolaitsch
17 фев, 2011 18:44 (UTC)
Точно!
У меня же и диплом уже есть. Учитель английского языка.
seramush
17 фев, 2011 20:15 (UTC)
капец, при таком учительском контракте ну каких результатов от них можно ждать?-(
nikolaitsch
17 фев, 2011 20:17 (UTC)
Что характерно. Несмотря на такой контракт половины учителей бросают работу сами в первые пять лет.
veresklet
18 фев, 2011 19:30 (UTC)
На сайте open-letter открыто голосование за отставку Фурсенко и коренной пересмотр всей политики в сфере образования.

Если Вам это интересно и вы согласны - пожалуйста, зайдите, поддержите голосом!

С уважением.

Ссылка http://www.open-letter.ru/letter/24055
nikolaitsch
23 фев, 2011 15:58 (UTC)
Спасибо. Интересно.
Только я то уже успокоился
(без темы) - drug_n_a_ro_d_a - 23 фев, 2011 16:44 (UTC) - Развернуть
Исчо - drug_n_a_ro_d_a - 14 мар, 2011 16:10 (UTC) - Развернуть
Re: Исчо - nikolaitsch - 14 мар, 2011 16:56 (UTC) - Развернуть
( 34 комментария — Оставить комментарий )