?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Школьный штандарт

Ну в общем, как обычно, я не могу молчать, потому что распирает, как сдобное тесто у батарии. Могу взорваться, если вот прямо сейчас не выскажусь по поводу введения нового школьного стандарта. С другой стороны, сам стандарт читать конечно времени нету, да и лень. Но 99 процентам остальных высказавшихся это не мешает, почему мне должно? Весь нижеприведенный поток сознания сформирован в результате обрывочных натыканий на новости, статьи и посты, а также просмотра по диагонали самого стандарта. Поэтому какие-то факты могут быть упущены или неверно истолкованы, но на выходе у меня, как у старого адепта дзена, все равно обычно получается довольно чистый продукт. Это как правильно сконструированный самогонный аппарат – гнать можно хоть из отборного пшена, хоть из сломанной табуретки, а качество все равно на подобающем уровне. Потому что в школе хорошо учился! По тогдашнему стандарту…

В новом стандарте будет ряд обязательных предметов, разбитых на группы. Но в старших классах что-то идет по выбору, причем много выбрать нельзя. Например, не больше двух естественных наук в одни руки – из физики, химии и биологии. Ну, или за бабки. А обязательных вообще остается три: Россия в мире, ОБЖ и физкультура.

Что такое Россия в мире я вообще не понимаю. Думается, это будет какая-то дикая смесь из «Основ государства и права», политинформаций и научного ЕдРизма. Полная херня, одним словом. «Налог» на образование. Все кто работает, знают, что на любой работе есть такой «налог». Это когда определенную часть времени приходится тратить на абсолютно бесполезную хуйню, которую требует начальство. Если работа хорошая, а начальство сильно не дуркует – это процентов 10%, если начальник самодур – до половины легко. Так и в любой школе всегда был такой «налог». История КПСС, научный коммунизм у нас, или феминизм и толерантность в американских школах и институтах. В общем такая фигня всегда была и всегда будет, тут главное ей больше пары часов в неделю не давать.

Физкультура нужна без вопросов. Чем больше, тем лучше. С упором на плаванье и свежий воздух.

ОБЖ я опять не понимаю. Читал описание – какая-то мешанина из экологии, здорового образа жизни и нетерпимости к терроризму и экстремизму. В общем полный пиздец. Потому что цели не сформулированы. Раньше готовились к войне, и поэтому надевали противогазы, стреляли из мелкашек, падали ногами к вспышке справа и разбирали АКМ. Полезно – не полезно, пригодится – не пригодится, но логика за предметом была четкая и понятная. А сейчас? Как себя вести при взятии в заложники? При теракте? Может, лучше полицейских учить, как это все предотвращать?

Если уж держать такой предмет, то делать его надо максимально прикладным. Практические занятия – основы самообороны (можно совместить с физкультурой: проникающий прямой в пах + стометровка на скорость). Теоритические – трудовые договоры, закон о защите прав потребителей, подсчет эффективной ставки при кредитовании. ФАС. Роспотребнадзор. Прокуратура. Все с практическими занятиями, заполнением рыб жалоб в надзорные органы. Тренинг, как грамотно посылать полицейского, когда доебывается без дела. Как заставить ЖЭК прислать сантехника. Как и куда правильно стучать на чиновников любых уровней при вымогании ими взятки. В общем готовить ребенка к взрослой жизни! Даешь массовый выпуск навальных! Вот это будет ОБЖ! Летом тушить торфяные пожары, зимой – выживание на подножном корму в среднем Нечерноземье.

А вообще я бы конечно сделал обязательными логику и риторику, которые у нас вообще никогда не преподавались. Подавляющее большинство населения не могут обнаружить самую простую причинно-следственную связь. И почти никто не умеет внятно излагать свои мысли вплоть до высшего руководства страны. Про блоги, форумы и прочие интернеты я вовсе молчу, впадая попеременно то в бешенство, то в депрессию.

Логика, риторика и физкультура!

Все высказывания, что школьники перегружены, я отметаю с порога. Херня! Мы раньше учились 6 (шесть!) дней в неделю, плюс куча кружков, плюс я вон английский учил, плюс самбо и плаванье. И находил кучу времени на самые разные безобразия. И в институте учились шесть дней! Плюс тренировки. И нифига. И на личную жизнь хватало времени, и на беспробудное пьянство, и на многочасовые сессии преферанса. Вьябывать надо! С детства! Тогда что-то вырастет путное. А если жалеть – ой, как деточке тяжело… Вырастет уебан. На том стоял и стоять буду. Нагрузки много не бывает!!!



Это обязательные предметы. Там еще есть на выбор. Элементы самостоятельного выбора школьниками предметов были и раньше. Если кто не помнит. Например, начальная профессиональная подготовка (если не ошибаюсь, так называлось). Нам вот давали на выбор – водитель грузового автомобиля или трактора. А?! Я вот – тракторист-машинист третьего класса. С правом работы на комбайне, между прочим! Могу пахать, сеять, убирать. Могу и не пахать.

Так вот про выбор… По моему школьному опыту и многолетними наблюдениями за людьми я могу сказать следующее. Выбор добьет научные дисциплины. Подавляющее большинство детей ломанется туда, где «легче», где «учитель добрый». Какой идиот самостоятельно выберет химию? Физику? Алгебру??? В результате на них пойдут полтора калеки, и ни один директор в трезвом уме не станет держать для них уроки в расписании, а в добровольно-принудительном порядке отправит к остальным. Иван Петрович, сколько к вам записалось? Двое? Вот все втроем и идите на хер! У меня и так классов не хватает. Сложные предметы и требовательные учителя в старших классах будут просто вымыты.

И по наборам предметов и их группировке есть вопросы. Давайте посмотрим, что они там в этот стандарт вообще напихали.

Филология (русский язык, родной язык, литература, родная литература, иностранный язык, второй иностранный язык);

Тут критики критикуют, что в старших классах нету русского языка. Так его там никогда не было. Русский язык учили до 8 класса включительно (при десятилетке). Если человек до этого времени не научился писать на родном языке, то хоть запейся ты этого «Боржоми». Язык собственно и пять лет учить долговато. Несколько десятков правил, упражнения, сочинения. Сочинения потом пишутся и в рамках литературы, язык как предмет тут не обязателен. А вот «второй иностранный» показывает нам какой-то дикий оптимизм и идеализм составителей стандарта. Тут первый то выучить нормально невозможно.

Литература. Я не знаю, кого там сейчас конкретно изучают. Вроде бы в целом тех же, что и раньше. Только убрали Маяковского, а добавили Платонова и Солженицина. В общем фигня. Тут надо определиться, что мы хотим достичь. Если как и раньше – прививать детям стойкую ненависть к предмету и авторам, тогда конечно – Солженицин, Платонов, Толстой, Лермонтов, Пастернак. Если любовь к чтению – Гоголь, Зощенко, Булгаков, Шолохов. Пелевин. Да, блин, хоть Гарри Поттера. Пусть хоть что-то читают, все лучше чем ничего. А если дети дома читают книжку вместо пьют пиво по подъездам, то на ОБЖ меньше часов придется выделять.

Общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание, география);

Тут особых вопросов нет. Предметы в ограниченных количествах нужные.

Математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика);

Вот за эти я как абсолютный гуманитарий горло порву. В смысле «руки прочь, суки!». С геометрией сложнее, а алгебра и математика нужны однозначно! Никаких, блядь, «на добровольной основе». Считать, считать и еще раз считать! Столбиком, на бумажке! Калькуляторы и компьютеры – жульничество. Забил цифры, получил ответ. Как именно, никто не знает. Колдунство. Не-е-е-е-т! На бумажке! В столбик!

Ну и информатика. Смотреть конечно что там курс включает, плюс индивидуальный подход – учить московского подростка, как включать компьютер и пользовать интернет, тут лучше сразу бабки разворовать, меньше вреда. Но и без компьютерной грамотности сегодня никуда. Разборка-сборка ПК на время. Изучение биографии и трудов Билла Гейтса, сочинения на тему «Марк Цукерберг – герой нашего времени». Нужный предмет – главное правильно его наполнить.

Основы духовно-нравственной культуры народов России;

Это кака-то жопа очередная. Если конечно не часть «России в мире». Тогда составная часть более крупной жопы. Там только один пункт меню меня подвесил на полчаса: понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества. Лучше уж пусть изучают, как пестики ебутся с тычинками. Хотя я бы ввел обязательное изучение Библии. Ох, бы ввел! Причем в тоталитарном варианте – что всего было чотко, как описано. И сотворение мира, и хронология. Это вместо биологии и истории. И наизусть страницами. Мы бы лет через 10 всего вернулись к тотальному атеизму.

Естественно-научные предметы (физика, биология, химия);

Во-первых, как уже писал, не более двух в одни руки. Во-вторых, выбирать их будут только ботаники, ни один пацан в твердой памяти туда не пойдет. Дальнейшая деградация.

Искусство (изобразительное искусство, музыка);

Сиречь пение и рисование... Я бы объединил… Не знаю, как, но объединил бы… Пущай обложки для альбомов рисуют! Вот!

Технология (технология);

Прочитал описание стандарта – снова нихера не понял. Вроде входит черчение и что-то еще. Чую дух Чубайса. Технологии в пути превратятся в нанотехнологии.

Но что интересно. Весь последний кипеж в интернете, срач, обращения к президенту. Народ бьется против нового стандарта даже не потому, что он плохой (они его не читали). А потому что нутром чуют, что снова наебут. Потому что видят результаты всех остальные инициатив сверху: от ЕГЭ до ЕГАИСа, от борьбы с бюрократией до пенисной реформы. И все уверены, что как бы плохо не было сейчас, в результате активности чиновников все равно станет еще хуже. В общем «хуле «гав»? Покорми собак и ничего не трогай!».

Метки:

Comments

( 43 комментария — Оставить комментарий )
chiff_on
3 фев, 2011 13:19 (UTC)
А мы в школе Шолохова не захотели. Сказали - ТатьянНиколавна, Вы как знаете, а "Тихий Дон" мы четать не можем. Она тогда нам предложила выбрать самим замену.
С задних парт просочилось предложение обсудить Дюма - три мушкетера сотоварищи. ТатьянНиколавна задала резонный вопрос: а че там обсуждать-то? И стали мы четать Маркеса "Сто лет одиночества". Как сейчас понимаю, тогда было рановато, но уж больно нам учительница мудрая досталась. Благоразумно промолчала насчет нашей культурной зрелости и способности сделать философские выводы. Сидели в итоге умничали ни о чем, но Маркеса я с той поры нежно люблю.
Вообще я попала своими старшими классами на странное время неопределившихся еще идеологически учебных планов. Поэтому у нас по литературе сменяли друг друга Чернышевскый и Булгаков, Шолохов и бардовская поэзия. Серебряный век. Максим Горький. Лорка. И так далее. А что, весело.

А вот ПК разбирать-собирать я бы поучилась и сейчас. С удовольствием.
nikolaitsch
3 фев, 2011 13:24 (UTC)
ПК - это предельно полезно. Даже я вот намедни не смог снять с процессора вентилятор.

А Шолохова была Поднятая целина. У нас. Тихий дон потом сам прочитал. Потому что безумно круто. Раза в три круче и интереснее Толстого.
(без темы) - chiff_on - 3 фев, 2011 13:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - antitula - 3 фев, 2011 18:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - chiff_on - 4 фев, 2011 07:03 (UTC) - Развернуть
(без темы) - antitula - 4 фев, 2011 11:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 4 фев, 2011 06:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - chiff_on - 4 фев, 2011 06:55 (UTC) - Развернуть
rozmerta
3 фев, 2011 13:36 (UTC)
Пастернака не читали, но осуждаем?
_y_man_
3 фев, 2011 17:10 (UTC)
хотелось бы добавить бы добавить по естественно научным предметам.
(про гуманитарные ни в зуб ногой)

даже существующая программа очень сильно растянута на мой взгляд, т.е. возьмем например физику. Содержание года обучения можно легко уложить в 4 часа, если внимательно и аккуратно проработать программу. Одно и то же уравнение обсасывается с разных сторон по 30 раз, в то время как можно за это время много чего другого интересно изучить. Более того, понимание физики основывается на соответствующем знании математики. Также как и химии.
Собственно лично мне не составило труда экстерном сдать школьный курс 10 и 11 класса за полгода и закончить с серебряной медалью.

Дальнейшее упрощение школьного курса на фоне резкого мирового подъема уровня образования выглядит не иначе как деградация ИМХО.
nikolaitsch
3 фев, 2011 18:32 (UTC)
Согласен. Сейчас не знаю - при ист. материализме по физике говно была программа. Кусками, плохо связанными. А вот по алгебре - все четко. Прекрасный предмет.
tundrietta
3 фев, 2011 17:15 (UTC)
соглашаюсь оптом
levinkov
3 фев, 2011 17:53 (UTC)
Почему-то столько шума про стандарты среднего образования, а новыми стандартами высшего никто не возмущается! А там же пипец просто! Таких сенсаций, как сокращение обязательных предметов до четырёх, конечно, там нет, (если не учитывать практически полное уничтожение "специалистов", как уровня образования))), но насколько они кривые-косые - это ж ужас просто. Но все молчат. )
nikolaitsch
3 фев, 2011 18:36 (UTC)
Там сложнее. Филолог не может оценить стандарт по физике, химик - по экономике. Каждый свой, т.е. единичные проценты. А школа - она на всех одна, через нее все прошли, все помнят и имеют точку зрению, как правильно.
kaeronth
3 фев, 2011 17:59 (UTC)
а че? стандарт, как стандарт )
через 10 лет получим кучу дебилов-неумех.. и всей страной дружно отправимся.... куда-нить не в очень нужную сторону
*раздумывает, не прикупить ли танк заранее*
nikolaitsch
3 фев, 2011 18:18 (UTC)
Неумехи буду по-любому, вопрос в их кол-ве и качестве. И в скорости направления движения страны. Наблюдается определенное ускорение.
(без темы) - kaeronth - 3 фев, 2011 18:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nikolaitsch - 3 фев, 2011 18:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kaeronth - 3 фев, 2011 18:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - chiff_on - 4 фев, 2011 06:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kaeronth - 4 фев, 2011 14:19 (UTC) - Развернуть
antitula
3 фев, 2011 18:50 (UTC)
говорят, я гуманитарий, хотя в школе больше всего любила алгебру и геометрию. но учитель математики сказал, что открытия я не сделаю, и я с горя пошла на ин.яз. ну это так, лирическое. В поддержку Вашего мнения о математике.
а вот я себя спросила,что бы я выбрала из физики-химии-биологии. химия мне никогда в школе не давалась, но сейчас, во взрослой жизни, оказывается, что я из нее все главное помню и даже некоторые моменты мне пригождаются (да хоть знаю, зачем соду уксусом гасить, когда печешь пирог :)). и физика мне не давалась... может, ввести раздельное образование для мальчиков и девочек? зачем девочек учить физике и химии? лучше уж домоводству.
nikolaitsch
3 фев, 2011 19:05 (UTC)
Я - гуманитарий, любил алгебру, пошел на иняз. Но с горя, а вполне сознательно.
"Не давалось" и сознательно отсекать от одного из 3 предметов - это все-таки разное. Надо делать так чтобы "давалось", но это сложнее. Это не концепции рисовать.
(без темы) - nikolaitsch - 3 фев, 2011 19:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sonee - 4 фев, 2011 10:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sonee - 4 фев, 2011 10:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - antitula - 4 фев, 2011 11:15 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sonee - 4 фев, 2011 11:28 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
4 фев, 2011 19:06 (UTC)
Комментарий по теме
Основные положения безусловно поддерживаю. Слишком уж безграмотно и непродуманно всё составляется. Видимо у тех кто составляет эти программы нет детей и они никогда не сталкивались с преподаванием в школе. Ну, а что касается автора этого издания, видимо он много учился и набрался большой "культуры и знания русского языка".
zomch
6 фев, 2011 09:02 (UTC)
Детей вам пора батенька...
да побольше - вот тогда будет где развернуться и применить всю программу и силу мысли : ))
nikolaitsch
6 фев, 2011 09:06 (UTC)
Re: Детей вам пора батенька...
Практика без теории слепа
(Удалённый комментарий)
nikolaitsch
6 фев, 2011 16:54 (UTC)
Re: Кстати, как практик наблюдаю за дочкой...
Собственно вопрос. Эта школа работает строго по программе, утвержденной Министерством образования, или по какой-то немного своей?
Школа просто "углубленная" или еще немножко "элитная"? (обычно такие вещи идут бок о бок).
Если на первый вопрос нет, а на второй да, то какое отношение имеет конкретная (судя по всему очень хорошая) школ к стандарту, который будет распространен на остальные 95% школ?
И что случится, когда и в этой школе в старших классах начнут преподавать "Основы духовно-нравственной культуры народов России" и другое ОБЖ? Мусора для вычищения значительно прибавится...
chilavert83
6 фев, 2011 21:22 (UTC)
Государству, к сожалению, Выгодно тупое население, не разбирающееся в происходящем вокруг.

Желательно к тому же спившееся, чтобы не бунтовало...

Пример из той же Германии, на что указал друг - Если человек курит пачку в день, то при их ценах 5 Евро за пачку это 150 Евро в месяц, ладно, пусть если половина, то 75. В тоже время абонемент в спортзал или бассейн (сидеть там можно с 7 утра до 23 вечера 6 дней в неделю) - 50-60 Евро. Т.е. заботиться о своем Здоровье дешевле, чем ему вредить.
На Украине (в России та же фигня), пачка стоит 2 Евро, 60 или 30 Евро в месяц. Абонемент в спортзал или бассейн 70-80 Евро...

А по предметам. Математика и один из базовых предметов Физика/Химия - это основа всего. Без этого дальше - ЖОПА полная. При этом, т.к. предметы сложные, попутно гонять надо Ленивых Школяров, Дурь из головы выбивать - тогда гляди, что путное и получится. А при всех этих гуманитарных штучках спрятаться и отмазаться от ответа намного проще. Так и вырастет очередное поколение болтологов и политиков.

Но если их единицы - то это еще как-то можно вытерпеть, но если все население будет знать только ОБЖ, немножко физкультуры и какую-то атсрАльную Хрень - то пушистый зверек придет очень быстро.

P.S. И литература, пусть зарубежная, пусть русская нужна. Очень Математика + Физика + Чтение Книг - основа того, чтобы вырос Человек.
(без темы) - belyj_medved - 17 фев, 2011 08:53 (UTC) - Развернуть
zomch
7 фев, 2011 08:02 (UTC)
Делюсь практическими наблюдениями за дочкой в школе:
Человек: 9 лет, 3-й «В» класс, школа № 12ХХ г. Москвы. Школа обычная "номерная" - тыща двести... находится на краю московской георгафии в Ново Косино. Школа учится по программе утверждённой Минобразованием. Точнее по одному из возможных, утверждённых вариантов. Некоторые книги (выдают в библиотеке) вполне потасканные, видно, что ими пользовались не один год. Единственное отличие школы от "совсем обычной" это дополнительные 4 часа английского в неделю и сам английский со 2-го класса. Остальное "как у всех" - в утверждённом диапазоне.
Ингредиенты:
1) работа дома - если бы не жена - туши свет.
2) школьная программа - никакого особого идиотизма не замечено - наоборот, как не суну туда нос там всякие задачки почти как из книг Г. Остера, рассказы Драгунского и прочее. У нас в конце 70-х начале 80-х такого и близко не было.
3) учитель - Маргарита дрочит деточек как печенюшек, двойки - норма-нормейшая. Класс девчачий - девки как на подбор рослые кобылы. Отстающие есть - отличников нет как класса, хотя во многих других местах многие были бы отличницами и отличниками.
Результаты:
Математика: деление/умножение в пределах 100 (прежде всего в уме), постоянно «столбики» и задачки на разность/кратность и тому подобное.
Чтение: серьёзная работа с текстом, анализ прочитанного, ответы на вопросы, анализ эмоционального состояния героев, озаглавить части. Мне эти анализы текста сильно напомнили секцию "Reading Comprehension" в тесте GMAT, который я сдавал летом 1999 (в 27 лет) перед поступлением на МВА ну или соответствующие секции TOEFL, с которыми столкнулся немного раньше.
Окружающий мир: это начала биологии, анатомии, химии, экологии, здорового образа жизни (очень серьёзный updgare нашего природоведения из 80-х годов 20-го века.
Русский: части речи, части слова, изложения, диктанты.
Английский: (школа «с углубленным изучением английского языка» - 4 часа в неделю) программа ещё пованивает «this is a table», но уже много нового. Большую часть практических основ они прошли (do-does, there is/are, present/past и много чего ещё). В английском ей есть, кому помочь при случае. Залезать наперед программы смысла не вижу (и так дрочат-дай бог).
Музыка: слушают, например, «Конек-Горбунок» или «Тореадор», а потом рисуют героев этих музыкальных произведений.
Изо: понятно. Пингвинов рисуют.
Физ-ра: понятно.
Труд: типа делают лебедей из нитей мулинэ (не знаю, что это)

Вне школы: гимнастика 3 раза в неделю (2-2-1,5 часа), соревнования, в том числе общероссийские и международные.

Сравнивать 1980-81 годы и 2010-2011 годы 1:1, конечно, некорректно. За 30 лет человечество ушло далеко – школьная программа тоже. К тому же я учился в средней школе №72 в "Научном Городке" под Барнаулом, что на Алтае (считай upgrade деревенской школы), а она в Московской школе (дрочили и дрочат в городах всегда сильнее).
Но даже если сравнить владение элементарными навыками счёта и анализа текста, она знает и умеет сейчас гораздо больше и лучше чем знал я. А на САМБО я пошел только в 4-м классе, а до этого был мешок-мешком.
Конечно, ей будет труднее создать такой же очаг возбуждения коры головного мозга на словосочетание «Великая Отечественная Война» и вообще объяснить что это за явление. Но мы постараемся это сделать без политико-идеологического мусора. Относительно практического понимания истории у меня есть некоторые мысли. Про Россию в современном мире тоже, бог даст, кое-что смогу рассказать.

Многие наши одноклассники - школьники 80-х – не пережили 90-е. Надеюсь у текущего поколения не будет какого жесткого отбора.
zomch
7 фев, 2011 18:44 (UTC)
А вообще батенька, видимо нам не даёт покоя...
...педагогическая юность : )))
nikolaitsch
7 фев, 2011 19:12 (UTC)
Как говаривал дорогой ГД
Ну я же педагог!
( 43 комментария — Оставить комментарий )