?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

С техникой все просто.

Со светом все одновременно и просто, и сложно. Освоить какие-то базовые вещи – не ракетная наука, и по силам разобраться даже самому. А вот совершенствоваться затем можно всю жизнь. И даже нужно.

Учиться свету можно либо на курсах, либо самостоятельно.

С курсами у нас в стране есть проблема. За все не скажу, только за свой небольшой опыт. Фотографию у нас преподают гуманитарно. Т.е. много разговоров, показов фотокарточек (часто не заранее подобранных, а тут же на месте, разыскиваемых в интернете), экскурсов в историю и философию. Выходишь оттуда просветленным и с огромным желанием немедленно творить шедевры. Дальше начинаются те самые проблемы. Потому что на курсах преподаватель свет тебе поставил, подправил, подкрутил, ты только кнопку нажал и уверился в собственной гениальности. На первой же самостоятельной съемке, вспотев и запарившись, с удивлением обнаруживаешь, что нихрена не выходит. Что все, что тебе рассказывали, либо уже забылось, либо невозможно воспроизвести.

Вот если бы я был, к примеру, преподавателем, как бы учил? Я бы учил не философии и даже не отдельным приемам, я бы учил логике работы со светом.

Я бы сперва рассказал про силу света, которая обратно пропорциональна квадрату расстояния. Поставил бы модель, осветил лампочкой с расстояния метр, снял. Отодвинул лампочку на два метра снял. Отодвинул на четыре, снял. Все результаты тут же транслируются на экран. Для доступности и наглядности. Чисто «теоретические», без немедленной и неизбежной демонстрации, занятия в портретной фотографии, с моей точки зрения – абсолютный нонсенс.

Дальше я бы объяснил про то, что свет бывает мягкий и жесткий. Это зависит, например, от расстояния. Берем любую насадку. Светим близко – получается мягче. Отодвигаем, свет – жестче. Два кадра – сразу выводим на экран рядом друг с другом и внимательно рассматриваем.

После чего прошелся хотя бы по основным насадкам: рефлектор, портретная тарелка, софт-боксы, стрип-боксы, октабоксы, сотовые решетки. Только основные, которые встречаются в большинстве студий (это важно). Понятно, что с демонстрацией. Один и тот же человек, снятый в той же обстановке, но освещенный разными насадками. Результаты немедленно на экран. Изучаем.

Показал бы источники света от разных производителей. Объяснил, в чем отличие. Что, например, Профото светит ровно, а у какого-нибудь Эленхрома температура света гуляет. И надо периодические делать снимок серой карты. Показал бы, как включать-выключать-регулировать и менять насадки. Тут бы все встали с мест и дружно потренировались. Заодно изучили, как работают синхронизаторы – такие, такие и вот такие (а они сцуко все разные).

Дальше бы рассказал, что есть главный свет, моделирующий, контурный, заполняющий, фоновый и пр. С выводом на монитор. И что их лучше устанавливать по одному. И тут бы у меня все снова встали и потренировались своими руками, а я бы поправлял.

Потом бы рассказал, как кого освещать в зависимости от черт лица, фигуры, типа кожи. Этого – вот так, а этого – вот этак. Что-то подчеркивая, что-то скрывая. И снова бы все встали и потренировались друг на друге, а я бы подсказывал и поправлял. Потом бы продемонстрировал базовые схемы. Хотя бы 4-5.

В конце занятия раздал бы распечатки с только что пройденным материалом. Обязательно в конце раздача! А уже потом, если останется время, поговорил бы о философии.

Вы кстати, не замечали, что у нас почти никогда и нигде нет раздаточных материалов? Я обучающие курсы имею в виду. Все описывают и объясняют путем сплошного говорения и размахивания руками в воздухе. Боятся, что украдут гениальные находки и выложат в интернет? Там и так уже всего полно. Натурально всего – я проверял. И все это очень дегко ищется. И те, кто пришел на курс, если бы захотели, все давно бы сами нашли. А может и нашли, но все равно пришли. Значит, им требуется что-то еще. Так что не надо бояться. Пусть выкладывают. Тот, кого выкладывают, только получает дополнительный PR, известность, автоматом становясь авторитетом в своей области. Повышая свою же капитализацию. Я вот смотрю вражеские курсы, там люди приходят и вываливают все свои знания, делятся от души опытом. Зная, что помимо платных подписчиков, все это потом утечет на торренты и в разы, если на порядки, больше людей увидят тайны мастерства бесплатно. Правильно. А увидев, найдя для себя что-то полезное, они запомнят имя и фамилию. И другим расскажут. А среди других попадутся будущие заказчики и клиенты. И в результате, например, Сью Брайс, уже, кажется, не вылезающая из интернета, и рассказывающая вообще обо всем, что знает, без утайки, по многу-многу раз, смогла закрыть свою студию в Австралии, перебраться в Лос-Анджелес, снимать всего раза в три в неделю, и повысить при том ценник до неприличных размеров. Кому стало хуже?

А может, не боятся. Может, как обычно, лень. Это ж надо сесть и написать. Может быть, целый день на это потратить, а то и два. Зачем?

Возвращаясь к свету. Самое полезное – смотреть видеокурсы вражеских мастеров. Правда, нужно знать английский. Иногда конечно и одной картинки достаточно для понимания, но не часто.

Для базовых трюков можно смотреть Скотта Келби. Там, что называется fast & dirty. Четкие инструкции по нескольким простеньким, но эффектным схемам. Очень неплохо рассказывает и показывает Lindsay Adler - курсы "Кожа 101" и "Све 101". Самый полезный курс, что видел, – Peter Hurley, состоящий из четырех частей. Там речь идет именно про логику работы со светом. После него, ты смотришь на чью-то карточку и начинаешь понимать, как именно тут светили. Все нюансы конечно не уловишь, но в целом картинка складывается. Дальше уже пробуешь сам, анализируешь, снова пробуешь. И так, пока не начнет получаться. Ну или вот с этой конкретной идеей не начнет, тогда переходишь к следующей. Те же, что получаются, постепенно оттачиваешь и складываешь в копилку.

Наверное, есть какие-то курсы и на русском. Но те, что я видел, это обычно галопом по европам. Плохо снято, еще хуже смонтировано и с не очень качественным звуком. А то и вообще запись откуда-нибудь из Скайпа, с эканьем, беканьем, чатиком и мутной картинкой. Так что, если хочешь учиться портретной фотографии самостоятельно, для начала неплохо бы выучить английский.

Если снимаешь, арендуя студии, к сложности стремиться не стоит. Как правило в большинстве студий у вас будет доступно не более трех источников света – от этого и нужно отталкиваться.

Очень (очень!) полезно иметь с собой лэптоп, куда выводить снимки сразу по ходу съемки. По экранчику на камере можно составить только самое общее представление о свете. Все нюансы, к сожалению, теряются.

Ну а дальше – идешь и снимаешь. Модели легко ищутся среди друзей и знакомых. Как в реальной жизни, так и в соцсетях. Неудовлетворенный спрос просто огромный.

Я, спустя всего год, уже начал понимать, как светить. Теперь бы разобраться, как освещать кого. Тут, видимо, полезно записаться на курсы, только не понятно, к кому и на какие, с учетом вышеизложенного.

Главное же осознать, что нет света правильного и неправильного. Как хочешь, так и свети. Главное – максимальное совпадение между тем, что хотел, и тем, что получилось в итоге. Если оно есть, остальное приложится.

Как обычно, ссылка на некоторые карточки https://www.instagram.com/nikolaitsch/

Comments

( 46 комментариев — Оставить комментарий )
lx_photos
23 мар, 2016 11:41 (UTC)
силу света, ... обратно пропорциональна квадрату расстояния.
с расстояния метр, снял.
на два метра снял.
что свет стал в два раза слабее

занимательная математика
nikolaitsch
23 мар, 2016 11:44 (UTC)
описался. спасибо!
fierytigra
23 мар, 2016 11:46 (UTC)
Пили курсы, я к тебе пойду =)
У нас такая жопа не только в фотографии - везде ж куда не плюнь. Любые курсы возьми - та же шляпа будет. Печаль =(
nikolaitsch
23 мар, 2016 11:50 (UTC)
Почти на всех курсах еще одна проблема - равнение на самого слабого. Очень редко есть реальное разделение по уровням, даже если оно декларируется. Поэтому 90% процентов всех курсов - "базовый", "введние в", "основы" и пр. Понятно, что главные деньги именно там, потому что 90% дальше базового и не пойдут, но тем не менее.
lelyechka
23 мар, 2016 11:49 (UTC)
ты представляешь - я думала, что ИМЕННО ТАК и учат
nikolaitsch
23 мар, 2016 11:53 (UTC)
может, где-то так и учат, только бы узнать, где ))
rickardonavarro
23 мар, 2016 12:05 (UTC)
Николаич, здесь наверное появится много советчиков, специалистов и просто хороших людей, но я бы не хотел быть одним из них. Буду дилетантом и не очень хорошим человеком :)
Всю лабуду - теорию - я изучал когда-то по книжкам. А пользоваться светом меня учили по-спартански: обычная лампочка накаливания на стойке (можно крутить её как хочешь), голая модель и на всё про всё 10 минут времени. За это время изволь выдать картинку.
Очень быстро приучаешься соображать.
Вот такой был курс. Всё остальное - в дальнейшем, уже самостоятельно, в разных условиях и с разными моделями.
На каком-то этапе я понял, что свет "живой" и осязаемый, что он НЕ математическое понятие. Много всяких открытий сделал для себя, но я думаю, что чужие открытия всем остальным практически бесполезны.
nikolaitsch
23 мар, 2016 12:13 (UTC)
Не соглашусь! ))
Портретная фотография, как и многие другие виды деятельности, процентов на 90% - это чистая технология. И свет, и постобработка, и даже работа с моделью. А вот оставшиеся 10% - это талант, вкус и прочие эфемерности, сложно формулиремые.
Соотвественно ей (технологии) можно научить. Или научиться самому.
Самому - сильно дольше, но зато и куда как интереснее. И именно потому что "интереснее" я до сих пор ковыряюсь сам.
rickardonavarro
23 мар, 2016 12:32 (UTC)
Да, это так! Всё правильно.
Только они, эти десять процентов, самые важные! Без них всё впустую.
Технически безупречные, но смертельно скучные картинки.
nikolaitsch
23 мар, 2016 12:36 (UTC)
А вот тут же от задачи зависит. Не все же хотят творять нетленку на века, кому-то просто нужно снять симпатичные карточки, которыми был бы доволен заказчик. Желателно за деньги.
И это тоже вполне достойная задача. Более того, большинству заказчиков/моделей сильно художественного исполнения и не требуется. Они его не поймут и не оценят. И, поскольку платят деньги, имеют такое право ))
rickardonavarro
23 мар, 2016 14:35 (UTC)
Это так! Но это же не наш случай?
Честно говоря, творческие картинки всё меньше хочется публиковать. Сразу в музэй их надо :)
Нет, серьёзно. Очень утомила интернет-суета.
nikolaitsch
23 мар, 2016 15:39 (UTC)
Почему не наш? Очень даже наш.
Во-первых, я не исключаю для себя возможности чутка подрабатывать фотографией, хотя бы чтоб частично отбить расходы.
Во-вторых, если я начну чисто самовыражаться, я через месяц растеряю всех потенциальных моделей. Я же в тусовках не тусуюсь, знакомые у меня вполне обычные. Им надо если уж не совсем красотищу в стиле Яндекс фоток, то все равно что-то хоть частично комплиментарное требуется. Приходится баланс искать.
rickardonavarro
24 мар, 2016 03:31 (UTC)
Как раз вчера и сегодня мы беседуем об этом с одной моей знакомой - художницей из Москвы. Там длинный разговор о женском восприятии своей внешности в жизни и на готовых картинках, и чем обусловлен выбор фотографа.
Мне кажется, что в любом случае, спрос на ваши работы будет, вне зависимости от того, подстроятся ли они под массовый вкус, или нет.
Другое дело, что спрос будет намного меньше, это действительно так. Но он будет обязательно!
ryba_nv
23 мар, 2016 12:33 (UTC)
Ну вот у Рогозина на введении в портретку (трехчасовой семинар) примерно, как вы описываете (про логику, с выведением на экран, с разными приборами...). И этот семинар у него демка к курсу портретной фотографии.
nikolaitsch
23 мар, 2016 12:40 (UTC)
а сколько у него на самом курсе практических и сколько "теоритических" занятий? и что просиходит на "теоретических"? стоит ли там в аудитории хотя бы одна лампочка?
ryba_nv
23 мар, 2016 16:09 (UTC)
Не добралась еще до самого курса, а в аудитории полный набор чего хошь - дело происходит в photoplay - школа и профстудия. На сайте можно почитать описания.

Edited at 2016-03-23 16:12 (UTC)
nikolaitsch
23 мар, 2016 16:34 (UTC)
Вот тут описание http://photoplay.ru/courses/studio/portrait1.html
"Практических" ровно половина занятий. Из восьми.
nikolaitsch
24 мар, 2016 04:50 (UTC)
Чисто «теоретические», без немедленной и неизбежной демонстрации, занятия в портретной фотографии, с моей точки зрения – абсолютный нонсенс.
slava_mayskiy
23 мар, 2016 12:37 (UTC)
"если хочешь учиться чему угодно, для начала неплохо бы выучить английский"
nikolaitsch
23 мар, 2016 12:42 (UTC)
к сожалению, все больше и дольше так.
а может и к счастью. английский в жизни точно не помешает. а уж что именно заставило его выучить, не так важно.
sunny_kid
23 мар, 2016 13:36 (UTC)
Пора открывать свои собственные курсы ))))
Если их ещё нет...? ))
nikolaitsch
23 мар, 2016 13:48 (UTC)
Или канал на Ютьюбе запилить!
sunny_kid
24 мар, 2016 09:15 (UTC)
Давайте вас раскрутим! )))) будет проект века )
nikolaitsch
24 мар, 2016 09:24 (UTC)
я тут какой-то поганый инстаграм не могу раскрутить, а там целый Ютьюб! Он вон даже самой Лесе Рябцевой не дается.
sunny_kid
24 мар, 2016 09:30 (UTC)
Черт. Я думала, это потому что Леся Рябцева - дура. Ходят такие слухи по одной половине интернета. Но выходит, инстаграм действительно страшный зверь... ничо, дорогу осилит идущий ))
nikolaitsch
24 мар, 2016 09:35 (UTC)
В процессе раскрутки что в инстаграме, что (и даже особенно) в Ютьбе, тот факт, что человек дурак, напротив очень сильно помогает. Вот ОЧЕНЬ сильно. Он не парится зря, не сомневается в себе, напротив уверен в собввтенной гениальности и в том, что несет люядм истину. Люди эту его/ее правоту чувствуют и тянутся.
sunny_kid
24 мар, 2016 13:34 (UTC)
Вам никогда не светит популярность, в таком случае. Тешу себя мыслью, что мне - тоже.
Irina Denissova
23 мар, 2016 13:57 (UTC)
спасибо
nikolaitsch
23 мар, 2016 15:32 (UTC)
всегда пожалуйста!
а спасибо то за что?
Irina Denissova
23 мар, 2016 20:16 (UTC)
за полезную информацию и не менее полезные советы.
самостоятельно я, может быть, в жизни не наткнулась бы на видеокурсы названных Вами фотографов.
ingenero
23 мар, 2016 14:24 (UTC)
"Это было в Симпсонах". Как-то раз Лиза спела очень грустную песню про своего котенка, что аж Карл заплакал - "мне так не хватает котенка Лизы". Вот так шикарно описано, что я аж сам захотел на такие курсы, хотя мне это совершенно не нужно.
nikolaitsch
23 мар, 2016 15:34 (UTC)
мне вот интересно, как например кулинарные курсы устроены?
там тоже есть теоретические занятия? типа истории кухнь мира, философские аспекты сочетания продуктов...
jambojet
23 мар, 2016 18:03 (UTC)
Не скажу за кулинарные курсы, но на "технологии продуктов питания" была просто куча теоретических занятий.
То есть конечно жарили-варили-парили тоже, но и считали всякие гликогены, расщепления цепочек и прочие дела.
bay_horse
23 мар, 2016 14:40 (UTC)
Если вдруг найдёте в Москве хорошие курсы - обязательно напишите! Хотела бы тоже поучиться, но так, чтоб не зря деньги выбросить, а то их и так нету :)
На инстаграме 2 самых свежих фотки классные.
marita_makarova
23 мар, 2016 15:15 (UTC)
3 часа назадисточник: ТАСС
В Бангкоке открылась фотовыставка Дмитрия Медведева
https://www.instagram.com/damedvedev/
Вы правы во всем. Но тут такая конкуренция.
nikolaitsch
23 мар, 2016 15:35 (UTC)
Внутри Бангкока множество пороков
Опасно день там хоть один пробыть
Мне внутрь Бангкока ехать неохота
Еще желаю по земле ходить.
sergeye2e2
23 мар, 2016 17:24 (UTC)
С рисованием абсолютно так!
А описанная программа обучения работы со светом вполне логична, пора свои курсы и на Ютуб! :)
Хотя конечно сил и времени потребует...
nikolaitsch
23 мар, 2016 19:02 (UTC)
По здравому размышлению - Утьюб нафиг.
Лучше найти себе пару-тройку учеников, которые тут же и подмастерья. И передавать им опыт свой. Лет десять.
eugene_gu
23 мар, 2016 17:34 (UTC)
Методика обучения изложена верно. Like!
nikolaitsch
23 мар, 2016 19:06 (UTC)
Ну это же элементарная логика и немного маркетинга. В конце любого курса нужно не собирать написанные на коленке "отзывы" о прослушанном, в стиле "отъебись", а взять одного двух и нормально поговорить, и сделать выводы.
eugene_gu
23 мар, 2016 20:00 (UTC)
Или по принципу "не чини, раз работает" не делать ничего. Ведь цель каждого бизнеса - это прибыль. Если выпуск не-специалистов этому не мешат, то и ладненько.
nikolaitsch
23 мар, 2016 20:07 (UTC)
Ну тоже вариант.
Нифига не напрягаться, пока работает, и надеяться на лучшее. Постепенно все конечно протухнет и деньги иссякнут, но ведь это когда еще случится.
poulsam
21 апр, 2016 09:18 (UTC)
Как все лекции посетил прям )
( 46 комментариев — Оставить комментарий )