?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

С техникой все просто.

Со светом все одновременно и просто, и сложно. Освоить какие-то базовые вещи – не ракетная наука, и по силам разобраться даже самому. А вот совершенствоваться затем можно всю жизнь. И даже нужно.

Учиться свету можно либо на курсах, либо самостоятельно.

С курсами у нас в стране есть проблема. За все не скажу, только за свой небольшой опыт. Фотографию у нас преподают гуманитарно. Т.е. много разговоров, показов фотокарточек (часто не заранее подобранных, а тут же на месте, разыскиваемых в интернете), экскурсов в историю и философию. Выходишь оттуда просветленным и с огромным желанием немедленно творить шедевры. Дальше начинаются те самые проблемы. Потому что на курсах преподаватель свет тебе поставил, подправил, подкрутил, ты только кнопку нажал и уверился в собственной гениальности. На первой же самостоятельной съемке, вспотев и запарившись, с удивлением обнаруживаешь, что нихрена не выходит. Что все, что тебе рассказывали, либо уже забылось, либо невозможно воспроизвести.

Вот если бы я был, к примеру, преподавателем, как бы учил? Я бы учил не философии и даже не отдельным приемам, я бы учил логике работы со светом.

Я бы сперва рассказал про силу света, которая обратно пропорциональна квадрату расстояния. Поставил бы модель, осветил лампочкой с расстояния метр, снял. Отодвинул лампочку на два метра снял. Отодвинул на четыре, снял. Все результаты тут же транслируются на экран. Для доступности и наглядности. Чисто «теоретические», без немедленной и неизбежной демонстрации, занятия в портретной фотографии, с моей точки зрения – абсолютный нонсенс.

Дальше я бы объяснил про то, что свет бывает мягкий и жесткий. Это зависит, например, от расстояния. Берем любую насадку. Светим близко – получается мягче. Отодвигаем, свет – жестче. Два кадра – сразу выводим на экран рядом друг с другом и внимательно рассматриваем.

После чего прошелся хотя бы по основным насадкам: рефлектор, портретная тарелка, софт-боксы, стрип-боксы, октабоксы, сотовые решетки. Только основные, которые встречаются в большинстве студий (это важно). Понятно, что с демонстрацией. Один и тот же человек, снятый в той же обстановке, но освещенный разными насадками. Результаты немедленно на экран. Изучаем.

Показал бы источники света от разных производителей. Объяснил, в чем отличие. Что, например, Профото светит ровно, а у какого-нибудь Эленхрома температура света гуляет. И надо периодические делать снимок серой карты. Показал бы, как включать-выключать-регулировать и менять насадки. Тут бы все встали с мест и дружно потренировались. Заодно изучили, как работают синхронизаторы – такие, такие и вот такие (а они сцуко все разные).

Дальше бы рассказал, что есть главный свет, моделирующий, контурный, заполняющий, фоновый и пр. С выводом на монитор. И что их лучше устанавливать по одному. И тут бы у меня все снова встали и потренировались своими руками, а я бы поправлял.

Потом бы рассказал, как кого освещать в зависимости от черт лица, фигуры, типа кожи. Этого – вот так, а этого – вот этак. Что-то подчеркивая, что-то скрывая. И снова бы все встали и потренировались друг на друге, а я бы подсказывал и поправлял. Потом бы продемонстрировал базовые схемы. Хотя бы 4-5.

В конце занятия раздал бы распечатки с только что пройденным материалом. Обязательно в конце раздача! А уже потом, если останется время, поговорил бы о философии.

Вы кстати, не замечали, что у нас почти никогда и нигде нет раздаточных материалов? Я обучающие курсы имею в виду. Все описывают и объясняют путем сплошного говорения и размахивания руками в воздухе. Боятся, что украдут гениальные находки и выложат в интернет? Там и так уже всего полно. Натурально всего – я проверял. И все это очень дегко ищется. И те, кто пришел на курс, если бы захотели, все давно бы сами нашли. А может и нашли, но все равно пришли. Значит, им требуется что-то еще. Так что не надо бояться. Пусть выкладывают. Тот, кого выкладывают, только получает дополнительный PR, известность, автоматом становясь авторитетом в своей области. Повышая свою же капитализацию. Я вот смотрю вражеские курсы, там люди приходят и вываливают все свои знания, делятся от души опытом. Зная, что помимо платных подписчиков, все это потом утечет на торренты и в разы, если на порядки, больше людей увидят тайны мастерства бесплатно. Правильно. А увидев, найдя для себя что-то полезное, они запомнят имя и фамилию. И другим расскажут. А среди других попадутся будущие заказчики и клиенты. И в результате, например, Сью Брайс, уже, кажется, не вылезающая из интернета, и рассказывающая вообще обо всем, что знает, без утайки, по многу-многу раз, смогла закрыть свою студию в Австралии, перебраться в Лос-Анджелес, снимать всего раза в три в неделю, и повысить при том ценник до неприличных размеров. Кому стало хуже?

А может, не боятся. Может, как обычно, лень. Это ж надо сесть и написать. Может быть, целый день на это потратить, а то и два. Зачем?

Возвращаясь к свету. Самое полезное – смотреть видеокурсы вражеских мастеров. Правда, нужно знать английский. Иногда конечно и одной картинки достаточно для понимания, но не часто.

Для базовых трюков можно смотреть Скотта Келби. Там, что называется fast & dirty. Четкие инструкции по нескольким простеньким, но эффектным схемам. Очень неплохо рассказывает и показывает Lindsay Adler - курсы "Кожа 101" и "Све 101". Самый полезный курс, что видел, – Peter Hurley, состоящий из четырех частей. Там речь идет именно про логику работы со светом. После него, ты смотришь на чью-то карточку и начинаешь понимать, как именно тут светили. Все нюансы конечно не уловишь, но в целом картинка складывается. Дальше уже пробуешь сам, анализируешь, снова пробуешь. И так, пока не начнет получаться. Ну или вот с этой конкретной идеей не начнет, тогда переходишь к следующей. Те же, что получаются, постепенно оттачиваешь и складываешь в копилку.

Наверное, есть какие-то курсы и на русском. Но те, что я видел, это обычно галопом по европам. Плохо снято, еще хуже смонтировано и с не очень качественным звуком. А то и вообще запись откуда-нибудь из Скайпа, с эканьем, беканьем, чатиком и мутной картинкой. Так что, если хочешь учиться портретной фотографии самостоятельно, для начала неплохо бы выучить английский.

Если снимаешь, арендуя студии, к сложности стремиться не стоит. Как правило в большинстве студий у вас будет доступно не более трех источников света – от этого и нужно отталкиваться.

Очень (очень!) полезно иметь с собой лэптоп, куда выводить снимки сразу по ходу съемки. По экранчику на камере можно составить только самое общее представление о свете. Все нюансы, к сожалению, теряются.

Ну а дальше – идешь и снимаешь. Модели легко ищутся среди друзей и знакомых. Как в реальной жизни, так и в соцсетях. Неудовлетворенный спрос просто огромный.

Я, спустя всего год, уже начал понимать, как светить. Теперь бы разобраться, как освещать кого. Тут, видимо, полезно записаться на курсы, только не понятно, к кому и на какие, с учетом вышеизложенного.

Главное же осознать, что нет света правильного и неправильного. Как хочешь, так и свети. Главное – максимальное совпадение между тем, что хотел, и тем, что получилось в итоге. Если оно есть, остальное приложится.

Как обычно, ссылка на некоторые карточки https://www.instagram.com/nikolaitsch/

Comments

( 46 комментариев — Оставить комментарий )
lx_photos
23 мар, 2016 11:41 (UTC)
силу света, ... обратно пропорциональна квадрату расстояния.
с расстояния метр, снял.
на два метра снял.
что свет стал в два раза слабее

занимательная математика
nikolaitsch
23 мар, 2016 11:44 (UTC)
описался. спасибо!
(без темы) - lx_photos - 23 мар, 2016 11:52 (UTC) - Развернуть
fierytigra
23 мар, 2016 11:46 (UTC)
Пили курсы, я к тебе пойду =)
У нас такая жопа не только в фотографии - везде ж куда не плюнь. Любые курсы возьми - та же шляпа будет. Печаль =(
nikolaitsch
23 мар, 2016 11:50 (UTC)
Почти на всех курсах еще одна проблема - равнение на самого слабого. Очень редко есть реальное разделение по уровням, даже если оно декларируется. Поэтому 90% процентов всех курсов - "базовый", "введние в", "основы" и пр. Понятно, что главные деньги именно там, потому что 90% дальше базового и не пойдут, но тем не менее.
lelyechka
23 мар, 2016 11:49 (UTC)
ты представляешь - я думала, что ИМЕННО ТАК и учат
nikolaitsch
23 мар, 2016 11:53 (UTC)
может, где-то так и учат, только бы узнать, где ))
rickardonavarro
23 мар, 2016 12:05 (UTC)
Николаич, здесь наверное появится много советчиков, специалистов и просто хороших людей, но я бы не хотел быть одним из них. Буду дилетантом и не очень хорошим человеком :)
Всю лабуду - теорию - я изучал когда-то по книжкам. А пользоваться светом меня учили по-спартански: обычная лампочка накаливания на стойке (можно крутить её как хочешь), голая модель и на всё про всё 10 минут времени. За это время изволь выдать картинку.
Очень быстро приучаешься соображать.
Вот такой был курс. Всё остальное - в дальнейшем, уже самостоятельно, в разных условиях и с разными моделями.
На каком-то этапе я понял, что свет "живой" и осязаемый, что он НЕ математическое понятие. Много всяких открытий сделал для себя, но я думаю, что чужие открытия всем остальным практически бесполезны.
nikolaitsch
23 мар, 2016 12:13 (UTC)
Не соглашусь! ))
Портретная фотография, как и многие другие виды деятельности, процентов на 90% - это чистая технология. И свет, и постобработка, и даже работа с моделью. А вот оставшиеся 10% - это талант, вкус и прочие эфемерности, сложно формулиремые.
Соотвественно ей (технологии) можно научить. Или научиться самому.
Самому - сильно дольше, но зато и куда как интереснее. И именно потому что "интереснее" я до сих пор ковыряюсь сам.
(без темы) - rickardonavarro - 23 мар, 2016 12:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nikolaitsch - 23 мар, 2016 12:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - rickardonavarro - 23 мар, 2016 14:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nikolaitsch - 23 мар, 2016 15:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - rickardonavarro - 24 мар, 2016 03:31 (UTC) - Развернуть
ryba_nv
23 мар, 2016 12:33 (UTC)
Ну вот у Рогозина на введении в портретку (трехчасовой семинар) примерно, как вы описываете (про логику, с выведением на экран, с разными приборами...). И этот семинар у него демка к курсу портретной фотографии.
nikolaitsch
23 мар, 2016 12:40 (UTC)
а сколько у него на самом курсе практических и сколько "теоритических" занятий? и что просиходит на "теоретических"? стоит ли там в аудитории хотя бы одна лампочка?
(без темы) - ryba_nv - 23 мар, 2016 16:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nikolaitsch - 23 мар, 2016 16:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ryba_nv - 24 мар, 2016 04:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nikolaitsch - 24 мар, 2016 04:50 (UTC) - Развернуть
slava_mayskiy
23 мар, 2016 12:37 (UTC)
"если хочешь учиться чему угодно, для начала неплохо бы выучить английский"
nikolaitsch
23 мар, 2016 12:42 (UTC)
к сожалению, все больше и дольше так.
а может и к счастью. английский в жизни точно не помешает. а уж что именно заставило его выучить, не так важно.
sunny_kid
23 мар, 2016 13:36 (UTC)
Пора открывать свои собственные курсы ))))
Если их ещё нет...? ))
nikolaitsch
23 мар, 2016 13:48 (UTC)
Или канал на Ютьюбе запилить!
(без темы) - sunny_kid - 24 мар, 2016 09:15 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nikolaitsch - 24 мар, 2016 09:24 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sunny_kid - 24 мар, 2016 09:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nikolaitsch - 24 мар, 2016 09:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sunny_kid - 24 мар, 2016 13:34 (UTC) - Развернуть
Irina Denissova
23 мар, 2016 13:57 (UTC)
спасибо
nikolaitsch
23 мар, 2016 15:32 (UTC)
всегда пожалуйста!
а спасибо то за что?
(без темы) - Irina Denissova - 23 мар, 2016 20:16 (UTC) - Развернуть
ingenero
23 мар, 2016 14:24 (UTC)
"Это было в Симпсонах". Как-то раз Лиза спела очень грустную песню про своего котенка, что аж Карл заплакал - "мне так не хватает котенка Лизы". Вот так шикарно описано, что я аж сам захотел на такие курсы, хотя мне это совершенно не нужно.
nikolaitsch
23 мар, 2016 15:34 (UTC)
мне вот интересно, как например кулинарные курсы устроены?
там тоже есть теоретические занятия? типа истории кухнь мира, философские аспекты сочетания продуктов...
(без темы) - jambojet - 23 мар, 2016 18:03 (UTC) - Развернуть
bay_horse
23 мар, 2016 14:40 (UTC)
Если вдруг найдёте в Москве хорошие курсы - обязательно напишите! Хотела бы тоже поучиться, но так, чтоб не зря деньги выбросить, а то их и так нету :)
На инстаграме 2 самых свежих фотки классные.
marita_makarova
23 мар, 2016 15:15 (UTC)
3 часа назадисточник: ТАСС
В Бангкоке открылась фотовыставка Дмитрия Медведева
https://www.instagram.com/damedvedev/
Вы правы во всем. Но тут такая конкуренция.
nikolaitsch
23 мар, 2016 15:35 (UTC)
Внутри Бангкока множество пороков
Опасно день там хоть один пробыть
Мне внутрь Бангкока ехать неохота
Еще желаю по земле ходить.
sergeye2e2
23 мар, 2016 17:24 (UTC)
С рисованием абсолютно так!
А описанная программа обучения работы со светом вполне логична, пора свои курсы и на Ютуб! :)
Хотя конечно сил и времени потребует...
nikolaitsch
23 мар, 2016 19:02 (UTC)
По здравому размышлению - Утьюб нафиг.
Лучше найти себе пару-тройку учеников, которые тут же и подмастерья. И передавать им опыт свой. Лет десять.
eugene_gu
23 мар, 2016 17:34 (UTC)
Методика обучения изложена верно. Like!
nikolaitsch
23 мар, 2016 19:06 (UTC)
Ну это же элементарная логика и немного маркетинга. В конце любого курса нужно не собирать написанные на коленке "отзывы" о прослушанном, в стиле "отъебись", а взять одного двух и нормально поговорить, и сделать выводы.
(без темы) - eugene_gu - 23 мар, 2016 20:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nikolaitsch - 23 мар, 2016 20:07 (UTC) - Развернуть
poulsam
21 апр, 2016 09:18 (UTC)
Как все лекции посетил прям )
( 46 комментариев — Оставить комментарий )