?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Дело писателей

Снова обострился копирайтный срач, мимо которого, ясно, пройти не могу. Предыдущие непроходимости можно прочитать тути тут. Правда нынешний пока носит больше очаговый характер. В этот раз - между писателями и читателями. Первые, во главе с Сергеем Пилюлькенко, стращают скорым наступлением суровых времен (Зима грядет!), когда неизбежно начнутся массовые аресты и посадки сперва незаконно распространяющих их книги, а затем и потребляющих. Даже не стращают, а скорее ожидают в нетерпением и предвкушением. Вторые обзываются в ответ нехорошими словами и рекомендуют чаще смотреться в зеркало. Аргументы все прежние, но все равно не теряющие экспрессии и некоторого даже блеска. Я не могу не влезть, тем более что считаю себя стороной относительно нейтральной – книжки практически не читаю, да и те, что читаю, по фотографии и куплены за деньги в магазине.

Я не за копирайт, и не за копилефт. Хотя нынешнее законодательство в области охраны этого самого копирайта – трэш и угар, и явно нуждается в изменениях. Но я вовсе не против, чтобы писатели (как и прочие люди) получали бы деньги, достаточные на приличную жизнь. Но мне несколько странен аргумент, что если писатели и издательства не будут получать некие «достойные» деньги, то литература сразу кончится. Не станет больше хороших книг. Совсем. И жизнь на Земле иссякнет. А если будут получать, то и книжек станет много и обязательно хороших.

Почему он мне странен? Потому что несколько противоречит практике. А практика показывает, что качество продукции, особенно интеллектуальной, особенно в нашей стране вообще НИКАК не связано с размером оплаты.

Тут можно привести примеры и из книжной сферы тоже – все лучшие книги нынешних наиболее пламенных борцов вышли в ревущие 90-ые. А в нулевых, которые, скажем так, были «золотым веком» (пусть и относительным), качество заметно и неуклонно снижалось. Я не знаю, с чем это связано, и не хочу гадать, но факт остается фактом. Пелевин, Иванов, тот же Пилюлькенко - все их лучше произведения написаны в 90-ые. И наоборот деньги привлекли в литературу и вывели на первые места таких персонажей как Глуховский, Минаев, Соловьев и прочие Багировы. Писать начали актеры, телеведущие, политологи, прочие ебанаты. Деньги же! Хрена кризис?! Магазины завалены тысячами наименований. А читать нечего.

Но наиболее в этом плане показательны кинематограф и сериалостроение. Вот уж куда деньги пришли так пришли! Многомиллионными бюджетами давно никого не увидишь. Выросло качество? Как-то не заметно. Разве что пленка стала лучше. 90-ые это: Брат, Брат-2, Особенности национальной охоты, Мама не горюй, Анкор еще анкор, Ширли-мырли и пр. И это все на фоне разваленного кинопроката, видеосалонов в каждом подвале и мощнейшего потомка американского и мирового кинематографа, причем не только трэшака категории Б, но киноклассики, к которой раньше не было доступа. В 90-ые сняли за пять копеек «Петербургские тайны» и за три копейки «Улицы разбитых фонарей». В нулевые единственный приличный сериал – «Идиот» (и тот - 2003 год) и (с большой натяжкой) «Ликвидация». Все.

Потом пришли деньги. Не то, что не появилось шедевров, а напротив напрочь исчезли фильмы, которые можно хотя бы досмотреть до конца. А тут еще и единственный режиссер умер. Почему так? Не знаю. Наверное, в том числе и потому что в кино вместе с деньгами (или следуя за ними) пришли рекламщики, клипмейкеры и КВН-щики. А также дети, внуки, жены, друзья и любовницы. И именно они, а не пираты, убивают любые ростки доброго и живого.

Может быть, проблемы в самой конфигурации бизнеса, что в кино, что в книгах. Когда уже слишком явно экономят, например, на переводчиках, редакторах и корректорах. Когда решение о выпуске книги принимается даже без чтения ее, на основе анонса. Новых авторов у себя в стране почти не ищут, делая упор на раскрученные имена, независимо от качества. Бригады безымянных сценаристов, работающие за копейки. Брать все предпочитают валом, но ни в коем случае не качеством. Почему так? Не знаю. Вероятно, бабки, как и везде, распиливаются на самых верхних этажах, а экономия идет на фундаменте. Если так, то сохранением финансирования или его увеличением проблем не решить, напротив нужен кризис, встряска, которые только и могут подвигнуть к переменам. Американское кино попало в глубочайший кризис в конце 60-ых. Студии встали. Народ массово увольняли. Что случилось? В кино привлеки кучу независимых режиссеров, и они его вытащили. Начали развиваться новые технологии, поменялась бизнес-модель. Качество в результате улучшилось.

А нынешний век – это вообще век любителей. Век людей, способных создавать интеллектуальный продукт бесплатно. На голом энтузиазме. И не просто создавать, а на достойном уровне. Потому что эти любители на самом деле – профессионалы. В своих областях. И поэтому им есть, что сказать. Что показать. Они работают не за деньги, а ради самовыражения. Они пишут, играют, снимают, не для того, чтобы заработать миллион, а потому что не могут не писать, не играть и не снимать. Ребята, а не то ли это самое, что раньше и принято было считать искусством? Не таких ли людей собственно и называли художниками? Не парадного портретиста Шилова, а умершего в нищете Ван Гога?

Я не буду говорить за все искусство, а остановлюсь, например, на фотографии. Снимки, как и книги, в интернете очень легко воруются. Даже еще легче. Не надо покупать, сканировать, заморачиваться хостингом. Требуется вообще два клика. Авторы не получают ни копейки денег, ни ссылки, ни упоминания. А ведь создание приличных снимков, как и книг, требует очень много времени и сил. Люди учатся, часто за свои же бабки. Вкладывают деньги, сопоставимые с гонорарами большинства писателей, в технику. Много ездят по стране и миру, опять же за свой счет. Получают ли они на выходе «достойную» оплату? Они вообще ничего не получают! В смысле денег. Так… Пара лайков и, может быть, если сильно повезет, признание нескольких десятков таких же идиотов, которых они даже в реале никогда не видели. Зачем им все это? А интересно! Прикольно им. Не могут они иначе. У них зуд, который можно удовлетворить ровно одним способом – попытаться создать что-то. Какой-то пусть маленький, но новый смысл.

И сейчас еще хорошо. Интернет есть. Можно хотя пару комментариев получить. Раньше и того не было. Погуглите ради интереса «Вивиан Майер». Шикарный фотограф. За несколько десятилетий она сделала около ста тысяч снимков, в основном, на улицах Нью-Йорка. Она не то что не продавала свои снимки, она их даже никуда не посылала. Она их вообще никому не показывала! Они были обнаружены случайно после ее смерти. Что она вложила меньше труда и души в создание своих фотографий, чем Пилюлькенко в написание своих книг? Или сравним их вклад в мировое искусство?

А профессиональным фотографам сейчас не легче чем писателям. Рынок сжался до упора. Штатных позиций практически не осталось. Приходится работать на фрилансе, проводить семинары, преподавать. К чем это приводит? Люди постоянно работают и самосовершенствуются. Ты должен быть сегодня лучше, чем вчера. Должен учиться, повышать мастерство. Вон Максимишин крутится как белка в колесе ради очень скромных денег. Очень! А Максимишин – гений. Без преувеличения. В отличие от…

Еще раз. Я не призываю не платить и качать бесплатно. Я не призываю оставить писателей и художников в полной нищете. Я вообще ни к чему не призываю. Я просто хочу сказать. По скромному разумению, деньги и творчество либо связаны слабо, либо не связаны вообще никак. Последнее либо есть, либо его нет. Если прилагаются – деньги приятный бонус. Если деньги цель – вон множество открытых позиций менеджеров по продажам.

Comments

( 104 комментария — Оставить комментарий )
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
drevo_z
21 ноя, 2013 12:24 (UTC)
Я бы к сериалам добавила Раскол, да, тоже с большой-пребольшой натяжкой, но в нём хотя бы две главных роли сыграны блестяще.
На книжном рынке смотришь на погонные метры творчества и понимаешь - с чтением нового пора завязывать, пора уходить в перечитывание.
nikolaitsch
21 ноя, 2013 12:26 (UTC)
или еще лучше в писательство!
(без темы) - drevo_z - 21 ноя, 2013 12:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nikolaitsch - 21 ноя, 2013 12:42 (UTC) - Развернуть
major_p
21 ноя, 2013 12:33 (UTC)
В целом согласен, но мне кажется, что и в 90-е книжного трэша хватало. Просто сейчас он подзабылся. Кто сейчас помнит Вилли Кона? :)) Думаю, лет через 20 и про Минаева с Багировым никто не вспомнит.
nikolaitsch
21 ноя, 2013 12:41 (UTC)
Все так. Просто у меня чувство (возможно ошибочное), что сейчас кроме трэша мало что осталось. И общий уровень все-таки сильно упал. Хотя возможно, это возрастное брюзжание.
(без темы) - major_p - 21 ноя, 2013 12:45 (UTC) - Развернуть
max_andriyahov
21 ноя, 2013 12:36 (UTC)
Ну Панов не стал хуже. Читаю с удовольствием
nikolaitsch
21 ноя, 2013 12:41 (UTC)
Это хорошо! Хорошо, что не стал. А то я его и раньше то читать не мог ))))
(без темы) - max_andriyahov - 21 ноя, 2013 12:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nikolaitsch - 21 ноя, 2013 12:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - max_andriyahov - 21 ноя, 2013 12:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - femme_amoureuse - 21 ноя, 2013 15:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nikolaitsch - 21 ноя, 2013 15:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - femme_amoureuse - 21 ноя, 2013 15:38 (UTC) - Развернуть
kormikblog
21 ноя, 2013 12:57 (UTC)
Кроме Вивиан Майер
...которую безумно жалко за ее непрактичность, в итоге приведшую к смерти (у нее не было денег обеспечить себе уход и лечение, как вы, возможно, знаете) были фотографы, отлично зарабатывающие и вместе с тем привнесшие в фотоискусство достаточно, чтобы мы с придыханием их сейчас вспоминали, так что далеко не всегда отсутствие денег - залог настоящего Творчества.

Хотя конечно, ваш пример с кино 90-х и позднее впечатляет ))
nikolaitsch
21 ноя, 2013 14:28 (UTC)
Re: Кроме Вивиан Майер
Все так ((
Но я же говорил о мотивации, о том, что ей двигало. А ее просто перло в хорошем смысле от того, чем занимается.
А представьте если бы вместо этого она вела блог, поддерживала десяток аккаунтов на фотосайтах и сралась по всему интернету по поводу "достойного размера оплаты своего труда". У нее бы на непосредственно фотографию и времени не осталось.
kuzh
21 ноя, 2013 12:59 (UTC)
Еще добавлю.
Все эти борцы за копирайт, я уверен, сами смотрят пиратское кино, читают пиратские книги и винда у них на компьютере левая.
nikolaitsch
21 ноя, 2013 14:26 (UTC)
Фактов у меня нет, но исключать нельзя.
Я вообще припух, когда борьбу за копирайт в музыке чуть ли не возглавил Андрей Тропилло - главный пират страны доинтернетовской эпохи.
(без темы) - sergegers1 - 21 ноя, 2013 16:16 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nikolaitsch - 21 ноя, 2013 16:20 (UTC) - Развернуть
zlovrednaia
21 ноя, 2013 13:23 (UTC)
Вот прям за что вы так менеджеров по продажам? )))) Самые талантливые из них тоже работают за драйв, кайф и пр. Просто он разный. А деньги да. Это очень приятный бонус.
nikolaitsch
21 ноя, 2013 14:24 (UTC)
Я знаю ))
Просто это очень понятый пример профессии, где размер оплаты напрямую зависит от вложенных усилий. Чем больше потопал, тем больше полопал.
snake_d_ha
21 ноя, 2013 13:25 (UTC)
Люди борются за то, чтобы они получали больше денег.

Святое дело, пока это не мои деньги.

ИМХО, то, что сейчас продается в бумаге, мало чем отличается от бесплатного Самлиба по качеству. И это, как вы правильно заметили, вопрос редакторов и продюсеров.
nikolaitsch
21 ноя, 2013 14:22 (UTC)
И авторов. Грубо говоря, если он подписал контракт на пять лет - выдавать каждый по книжке, там о творчестве уже речи сильно не идет.
(без темы) - cizerot - 21 ноя, 2013 16:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nikolaitsch - 21 ноя, 2013 16:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - cizerot - 21 ноя, 2013 16:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nikolaitsch - 21 ноя, 2013 16:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - cizerot - 21 ноя, 2013 16:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nikolaitsch - 21 ноя, 2013 16:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - cizerot - 21 ноя, 2013 16:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - eilin_o_connor - 21 ноя, 2013 18:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nikolaitsch - 21 ноя, 2013 18:24 (UTC) - Развернуть
(без темы) - eilin_o_connor - 21 ноя, 2013 18:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nikolaitsch - 21 ноя, 2013 18:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - eilin_o_connor - 21 ноя, 2013 18:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nikolaitsch - 21 ноя, 2013 19:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - eilin_o_connor - 21 ноя, 2013 19:06 (UTC) - Развернуть
comme_dhabitude
21 ноя, 2013 15:09 (UTC)
Жаль, что у нас нет закона, который бы обязывал "писателей" возвращать деньги за свои говно-книги + возмещать моральный ущерб...
cizerot
21 ноя, 2013 16:36 (UTC)
А, что собственно мешает вам подать в суд за компенсацией морального ущерба от чтения чужих говно-книг и в свободном судебном состязании выиграть его, нагнуть всех этих писак, вывернуть их наизнанку и вытрясти свои кровные?
Это было бы круто - я на такое посмотрел бы.
(без темы) - nikolaitsch - 21 ноя, 2013 16:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - cizerot - 21 ноя, 2013 16:59 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nikolaitsch - 21 ноя, 2013 17:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - cizerot - 21 ноя, 2013 17:12 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nikolaitsch - 21 ноя, 2013 17:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - cizerot - 21 ноя, 2013 17:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - cizerot - 21 ноя, 2013 17:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nikolaitsch - 21 ноя, 2013 17:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - cizerot - 21 ноя, 2013 17:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nikolaitsch - 21 ноя, 2013 18:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - cizerot - 21 ноя, 2013 18:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kondor - 1 дек, 2013 15:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nikolaitsch - 1 дек, 2013 16:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kondor - 1 дек, 2013 16:12 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nikolaitsch - 1 дек, 2013 16:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - cizerot - 22 ноя, 2013 06:16 (UTC) - Развернуть
(без темы) - eilin_o_connor - 21 ноя, 2013 18:16 (UTC) - Развернуть
(без темы) - cizerot - 21 ноя, 2013 18:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - eilin_o_connor - 21 ноя, 2013 19:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - cizerot - 21 ноя, 2013 19:59 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nikolaitsch - 21 ноя, 2013 18:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - eilin_o_connor - 21 ноя, 2013 18:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nikolaitsch - 21 ноя, 2013 16:49 (UTC) - Развернуть
ingaret
21 ноя, 2013 15:33 (UTC)
Вот уж чья бы корова мычала, а Лу...пилюлькенко бы молчала !

Весь Интернет на стыке 90х и 00х был забит его Дозорами и Императорами. Сам автор лично лазил по форумам всех онлайн-библиотек и упрашивал качать-читать-распространять повсеместно его творения.

А сейчас он копирастер рьяный, угу. Что бабло с человеком сделало ...
nikolaitsch
21 ноя, 2013 15:35 (UTC)
Ну я тут выше упоминал уже Тропилло. Был главный пират, стал главным борцом с пиратством.
Вы - kormikblog - 21 ноя, 2013 20:41 (UTC) - Развернуть
Re: Вы - nikolaitsch - 22 ноя, 2013 05:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ingaret - 22 ноя, 2013 06:31 (UTC) - Развернуть
ecostrat
21 ноя, 2013 15:55 (UTC)
Настолько верно подмечено про любителей. Я сам несколько дней назад по наводке родственников посмотрел на одном дыхании региональные фильмы На Байкал, Улануденсы, Бузы.
Фильмы немного наивные, игра актеров не идеальная, но юмор живой и, что самое главное, возникает ощущение того, что прикасаешься к живому искусству, к новому, к настоящему творчеству, а не к бездушным продуктам современных технологий киносьемок.
nikolaitsch
21 ноя, 2013 16:03 (UTC)
"Клерки" Кевина Смита были сняты за 27 тысяч долларов, Эль Мариачи Родригеса - вообще за семь. Оба до сих пор снимают за смешные по голливудским меркам деньги. Причем специально избегают больших бюджетов, чтобы сохранить максимально возможную свободу.
Vladimir Kirilenko
21 ноя, 2013 17:39 (UTC)
если не качать бесплатно то уж точно не платить, Лукьяненко должен умереть никому не известным и нищим
nikolaitsch
21 ноя, 2013 17:44 (UTC)
Вот только что сходил на Флибусту. Последняя книга его там есть. Качать не стал. Потому что он мудак.
(без темы) - nikolaitsch - 21 ноя, 2013 18:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nikolaitsch - 22 ноя, 2013 04:48 (UTC) - Развернуть
koba_sam
21 ноя, 2013 19:17 (UTC)
Разумная позиция.
По теме авторских прав можно найти много интересного у русского (польского) ученого-юриста Л.И. Петражицкого, возглавлявшего в конце 19-го/начале 20-го веков кафедру энциклопедии и философии права Петербургского университета.
Там есть глубоко проработанные ответы, применимые и к нынешним вопросам. Эти ответы актуальны, несмотря на существенные различия в правовом базисе нашей, и той, давно минувшей, эпохи.
Не знаю, есть ли все это в интернете в электронной форме, а в циклах его лекций и опубликованных научных трудах, имеется.

Ваш Коба.
ilya_lizard
21 ноя, 2013 19:54 (UTC)
Вопрос копирайта, если по-хорошему, вобще не имеет отношения к качеству продаваемой интеллектуальной собственности. Эта связь возникла в результате любопытной подмены утверждений. Когда то, где то, в дебрях копирайтной полемики вполне легитимное утверждение "Я автор, и я хочу, чтоб потребители моего творчества мне платили" было подменено утверждением "я автор, и я хочу, чтоб мне платили за факт моего творчества". К сожалению, на уровне "коллективного бессознательного" этих наших интернетов утверждения так похожи, что беседы о копирайте в два хода приходят к тезису "за что тебе платить, энтузиасты после смены на заводе лучше снимут и напишут".

И - это уже несколько оффтопик относительно темы поста, но - вопрос копирайта, по большому счету, и к деньгам-то не имеет прямого отношения. Копирайт призван дать автору возможность юридически защитить свое право единолично распоряжатся своей интеллектуальной собственностью. То есть, в некотором идеальном мире, где единороги какают бабочками, я (или, собственно вы, как фотограф) можем сказать "наши картинки любой может смотреть и копировать сколько хочет, но их нельзя фотожабить." И идеальная, какающая бабочками, полиция за этим следит.)

Edited at 2013-11-21 19:57 (UTC)
nikolaitsch
22 ноя, 2013 04:54 (UTC)
В идеально мире, если я как автор скажу - не фотожопить, то никому и в голову не придет фотожопить! А полиции там не будет.
livejournal
22 ноя, 2013 00:12 (UTC)
Дело писателей
Пользователь dimasmol сослался на вашу запись в записи «Дело писателей» в контексте: [...] Оригинал взят у в Дело писателей [...]
karambolika
22 ноя, 2013 19:16 (UTC)
Мне вообще больше нравится модель взаимного доверия автора и потребителя, читающего-слушающего-смотрящего. Выкладывают же в сеть в открытый доступ новые синглы некоторые группы и говорят поклонникам "понравилось - переведите денег, сколько считаете нужным". И вполне успешная ведь модель, переводят. Или вот Куваеву на новую серию "Масяни" денег за сутки собрали, да сразу на две серии :). А когда начинаются крики, стращалки, охрана и колючая проволока по периметру - все, нету там ничего хоть сколько-нибудь интересного, верный признак.
nikolaitsch
22 ноя, 2013 19:18 (UTC)
Ну одного доверия маловато, как ни крути.
Доброе слово и пистолет, всегда эффективнее одного доброго слова.
Проблема в том, что доброго слова-то как раз у большинства писателей и нет.
А если приглядеться, то и пистолета тоже нету.
(без темы) - karambolika - 22 ноя, 2013 22:40 (UTC) - Развернуть
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
( 104 комментария — Оставить комментарий )