?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Все крутятся и крутятся в голове какие-то обрывки мыслей и идей касательно фотографии. Как показывает опыт, единственный способ это кручение прекратить - написать пост или даже серию постов. Особого смысла в них не ищите. Главная цель, как и подавляющего большинства остальных моих постов, – зафиксировать в письменном виде некую мысль, выплеснуть ее наружу, чтобы больше не досаждала. Т.е. эгоистично-терапевтическая. Разница лишь в том, что тема в этот раз будет большая, да в которой я еще сам очень слабо разбираюсь. Ну вот, быть может, ее запись и поможет заодно как-то все это в голове систематизировать и разложить по полочкам. Тема же – не вся фотография целиком конечно, а стрит-фотография.

Снимать я начал два года назад, опыт, как и сказал, минимальный, поэтому ни на какую полноту и всеохватность не рассчитывайте. Это будет фиксация только моего опыта. Где-то (много где) скорее всего ошибусь, где-то и просто совру. Зато от души. Посты (от 3 до 5) я скорее всего позже буду дописывать и редактировать – все сразу просто невозможно вспомнить и внятно сформулировать.

Техника

Начну с банальности. Снимает не техника, а человек. Я прекрасно понимаю, что это расхожее выражение может показаться не совсем правдой. Лично мне оно долгое время казалось даже совсем неправдой. Но это действительно так. Да, техника накладывает определенные ограничения. И чем лучше и сложнее техника, тем таких ограничений меньше. Но и в их рамках можно прекрасно жить и снимать. Более того, очень часто при определенной привычке их перестаешь замечать вовсе. Кроме уж совсем пиковых ситуаций. Если ты «видишь» хороший кадр, ты его снимешь и айфоном. Если не видишь – то не поможет даже Марк-3. Все очень просто. Вон Пинхасов на айфон снимает так, как мне и Хассельбладом не снять. Более того он в последнее время специально снимает только на айфон. Целенаправленно создавая себе дополнительные рамки и ограничения. Ему так интереснее! Правда, злые люди утверждают, что ему Инстаграм приплачивает за пиар и популяризацию, но мы эти инсинуации гневно отвергнем. Лично же у меня процент выхода приличных кадров с Олимпуса был больше чем с Никона. Может, снимал больше, может, стал придирчивее со временем. Все может быть, но факт остается фактом. Техника важна, но она все же не решает.

К тому же излишнее увлечение технической стороной может привести к так называемому пиксельдрочерству. Есть целая категория людей, попиксельно рассматривающих снимки при увеличении 200 процентов, выискивающих всюду хроматические аберрации, геометрические искажения и способных до упора сраться насчет скинтонов и правильного баланса белого. Снимки их, правда, выполнены в большинстве своем в популярном жанре «унылое говно», но технически зато безупречны.

И все же сперва немного про технику.

Помимо нескольких мыльниц у меня за всю дорогу было две камеры – беззеркалка Olympus Pen E-PL1 и, с весны этого года, Nikon D600. На мой взгляд, кстати, весьма удачный набор - позволяет сравнить и сделать некоторые выводы. Если очень грубо разделить все фотографические аппараты на некие страты, то таковых у меня получается пять: телефоны, мыльницы, беззеркалки, кропнутые зеркалки и полнокадровые зеркалки. Есть конечно полу-гибридные варианты наподобие полнокадровых беззеркалок, но они в меньшинстве и погоды не делают. Из пяти классов два обречены, если не на вымирание, то на застой, а то и постепенное угасание – это мыльницы и кропнутые зеркалки. Мыльницы, несмотря на их явный технический прогресс в последние несколько лет, будут все больше заменяться разными смартфонами, которые тоже отнюдь не стоят на месте. Потому что у них одна и та же аудитория с примерно одними и теми же задачами – зафиксировать некое событие или место. Качество там мало кого особо волнует, важен сам факт. Дети, котики, памятные места, прикольные штучки. А поскольку у смартфонов есть еще доступ в сеть и такая мощная хрень как Инстаграм, то они постепенно отъедают и будут отъедать долю у мыльниц.

Второй кандидат на вылет – кропнутые зеркалки. Они явно проигрывают беззеркалкам в размерах и весе, при уже паритетной картинке, а их основное преимущество – скорость постепенно сходит на нет. Автофокус на первых беззеркалках был довольно тормозной и очень явно уступающий фазовому, затем стал шустрее, затем еще шустрее, а еще два-три года и, я думаю, практически сравняется. А те доли секунды, что останутся, будут заметные только уж совсем нервным и нетерпеливым. Правда, еще остается цена. На приличные беззеркалки производители пока стараются выставить неприлично конский ценник, но и это скорее болезнь роста.

Полнокадровые же зеркалки, мне кажется, безусловно останутся, крепко окопавшись в своей нише. Потому что размер матрицы. Физика. Которую просто так не объедешь. И дело не в количестве «мегапикселей». Там имеют значение и размер пикселя, и динамический диапазон, и шумность, и ГРИП, и «воздушность» картинки. Физика, в общем. Полнокадровые же беззеркалки, похоже, не получат широкого распространения, потому что тогда во многом теряется их главное преимущество – размер. Да, зеркало занимает дополнительный объем, но чем больше мы увеличиваем матрицу, тем менее эта разница заметна. Собственно даже дваждыкропнутый новый Панасоник весит, на минуточку, полкило, а моя полнокадровая тушка – чуть больше 800 грамм. Спрашивается – нафига?

Вторым минусом пойдет размер объективов. Там опять же физика. Нужно несколько стекол, мотор и стабилизатор запихать в один корпус. Если матрица большая, то и стекла большие. Получается, что к заметно уменьшенной тушке мы все равно прикручиваем огромный объектив. Выигрыш в размерах и весе становится менее заметный – в карман такое чудо уже не засунешь. А эргономика страдает – держать неудобно. Снова тот же вопрос – нафига? Поэтому большинство беззеркалок останутся кропнутыми, а значит по картинке все равно будут проигрывать фулфрейму.

Идеальный вариант использования беззеркалки, на мой взгляд, – вообще с фиксом. С хорошим 20мм блинчиком от Панасоника мой Олимпус легко влазит в карман, что особенно актуально зимой. В конце концов, самая лучшая камера – это та, которая в данный момент с собой.

Второй очень важный недостаток беззеркалок – это то, что там матрица всегда активна. Даже если есть видоискатель, то он по сути - все равно маленький экран. Значит, на матрицу всегда, пока аппарат включен, подается ток. Значит, она греется и жрет аккумулятор. Со включенной зеркалкой можно ходить хоть целый день. Аккумулятор и на половину не разрядится. С беззеркалкой такой трюк не пройдет. Приходится постоянно включать – выключать. При стрит-съемке же каждая доля секунды на счету. Все очень быстро меняется. Только что кадр был, а уже нету. Ну и впопыхах, то нажмешь не туда, то вообще забудешь, что камера уже включена и наоборот выключишь ее.

Третий момент – гораздо менее удобная система управления. Многие важные настройки доступны только через меню. Тушка маленькая, места для кнопок и колечек мало. На Олимпусе пока диафрагму изменишь или коррекцию введешь – все. Гипс сняли, клиент уехал. Но это опять же недостаток в основном при стрит-фотографии. Если снимать пейзажи и архитектуру, то они никуда не торопятся.

Зато у беззеркалок есть понятное важное преимущество – размер. Во-первых, как уже говорил, они легко могут влезть даже в карман. Особенно с фиксом. Во-вторых, они привлекают гораздо меньше внимания, чем большая черная дура. Люди на вас не так остро реагируют, вы становитесь менее заметны, что важно.

A Cigarette

Беззеркалку можно протащить в такие места, куда с зеркалокой вас просто не пустят, например, на концерт.

Второе преимущество, как ни странно, большая ГРИП (зона резкости). Да, получить в хлам размытый задний план невозможно (физика), зато упрощается процесс съемки «от пуза». Камера может просто висеть на шее и при некоторой сноровке ей оттуда же можно и снимать. Если автофокус чуть не попал на объект, тот все равно снимок очень вероятно будет достаточно резкий. Многократно проверено, например, в метро.

Underground

Таскать с собой большую и тяжелую зеркалку не всегда и не всем удобно, но, например, меня это не сильно напрягает. Когда я нахожусь в боевом поиске, просто наматываю ремень на кулак, и могу так ходить часами – рука почти не устает и никаких особых неудобств это не доставляет. А съемными объективами я не увлекаюсь – новый Тамрон 24-70 покрывает мои потребности практически полностью. Хотя понятно, с Олимпусом было полегче.

В целом же конечно идеально иметь и зеркалку с хорошим зумом, и, как запасной вариант, беззеркалку с фиксом. Но если выбирать что-то одно, я бы все-таки взял зеркальную камеру. Потому что это совсем другое качество.

Дальше: съемка, обработка, продвижение.

Comments

( 31 комментарий — Оставить комментарий )
froged55
18 ноя, 2013 17:26 (UTC)
Все логично. Сони некс 6 и с китовым зумом 16-50 в карман помещается. Еще про экран-трансформер можно упомянуть, тоже не слабо расширяет возможности съемки от пуза, с земли, на вытянутых руках или засунуть камеру куда-нибудь, куда сам-весь не пролазишь)))
nikolaitsch
18 ноя, 2013 17:45 (UTC)
Да, поворотный экран - это безусловно тема. Особенно если еще можно касание фокусироваться и делать снимок. Спасибо.
leo_1991
19 ноя, 2013 05:04 (UTC)
По поводу "наматываю ремень на кулак, и могу так ходить часами" - не рассматривали вариант кистевого ремня (описание: habrahabr.ru/post/146502/)? Удобно, рекомендую.
nikolaitsch
19 ноя, 2013 05:26 (UTC)
Рассматривал конечно. Просто руки не дошли попробовать пока. Но и у обычного ремня есть все-таки одно преимущество - его можно всегда размотать и повесить аппарат на шею, если требуется.
aba
21 ноя, 2013 10:57 (UTC)
одно другому не мешает. я вешал кистевой ремннь (трёхточечный) справа от тушки, а обычный ремень - слева

а потом я вообще перешёл на кольцеовй ремнь и кистевой ремень напару с обычным теперь пылятся на полке
nikolaitsch
21 ноя, 2013 11:26 (UTC)
кольцевой тоже надо попробовать!
"вы что будете водку или спирт? - не знаю, все такое вкусное"
aba
21 ноя, 2013 11:44 (UTC)
я свой брал тут: http://dx.com/p/quick-strap-shoulder-strap-for-slr-dslr-cameras-80721

что касается кольцевого или запястного ремня - брать надо строго тот у которого нижняя крепёжка (в штатив) - металлическая. пластик живёт очень мало
virtualgluck
19 ноя, 2013 07:55 (UTC)
За три года с Никон Кулпикс у меня есть только один удачный кадр. С зеркалкой — в каждой серии.
Хрен знает почему...
nikolaitsch
19 ноя, 2013 07:57 (UTC)
Может мастерство выросло? Типа количество наконец перешло в качество.
virtualgluck
19 ноя, 2013 08:01 (UTC)
Наоборот, упало.
До мыльницы у меня был хороший зеркальный комплект, я собсно и работал фотографом. Потом его украли, потом много лет я вообще не брал камеру в руки - много забыл и потерял навыки.
А взял зеркалку снова - они вернулись... %)
nikolaitsch
19 ноя, 2013 08:37 (UTC)
"Руки-то помнят!" (с) Шукшин
foroan
19 ноя, 2013 08:00 (UTC)
Я вообще размерами не парюсь. У меня, помимо всякой мелочи, D4 и F5 с зумовыми объективами, из которых я чаще всего юзаю 24-70. Т.е. пара весьма приличная по габаритам и весу. А когда в отпуск еду, то там вообще вся сумка забита: D4, F5, F100, D70, 14-24, 24-70, 70-200, 60micro, 80. И ничего, терпимо)))
nikolaitsch
19 ноя, 2013 08:33 (UTC)
Ну 14-24 и уж тем более микро для стрита несколько лишние. Телевик можно, но это все-таки "неспортивно". )
foroan
19 ноя, 2013 08:48 (UTC)
Смотря какой стрит :) Иногда такие закоулки, что только 14-24 и позволяет общую картину ухватить
nikolaitsch
19 ноя, 2013 09:17 (UTC)
Ну не знаю. Мне уже на 24 как-то многовато всего, а от 14 вообще косоглазие может развиться )
foroan
19 ноя, 2013 10:03 (UTC)
14-24 я редко использую на улице, в основном для интерьерки, но бывают случаи, когда он нужен. А вообще, 24-70, - самые ходовые фокусные.
boxleonardo
19 ноя, 2013 08:06 (UTC)
имхо, в стрите главное видение. техника - последнее. можно даже на мобилку фоткать. смысл, композиция - вот главное.

И при всем уважении, эти фоты "не играют"... :( они плоские какие-то... смысл картинки ускользает... в идеальной фотке смысл должен наваливаться со всех сторон...
boxleonardo
19 ноя, 2013 08:09 (UTC)
да, есличо у меня кэнон 50D, плюс 350D с подводным боксом... таскаю с собой целый рюкзак постоянно. фишай, широкий зум, 30-ку на 1.4, телевик со стабом...

но зеркалка... в ней главное - скорость. также, у меня среднеформатная яшика есть. ей я слайды снимаю... :)

вообще, снимать люблю, а обрабатывать и выкладывать времени нет...
nikolaitsch
19 ноя, 2013 08:36 (UTC)
а зачем столько? это получается не съемка в радость и удовольствие, а какая-то суета и томление духа.
boxleonardo
19 ноя, 2013 09:05 (UTC)
это в поездку... хз, что в поездке понадобится... да и от настроения зависит. иногда на все забиваю, ставлю 30 на 1.4 и все, что надо, получается.
nikolaitsch
19 ноя, 2013 09:10 (UTC)
в поездке должно надобиться ровно то, что есть с собой, и ничего больше
boxleonardo
19 ноя, 2013 09:13 (UTC)
:) бывает нужно все. как ни странно. :) страдаю от отсутствия супер-пупер-универсального объектива. 5-500/1.2 :)
nikolaitsch
19 ноя, 2013 08:35 (UTC)
ну не играют и не играют, ладно.
livejournal
19 ноя, 2013 08:06 (UTC)
Стрит-фотография, часть 1.
Пользователь firsanna сослался на вашу запись в записи «Стрит-фотография, часть 1.» в контексте: [...] Оригинал взят у в Стрит-фотография, часть 1. [...]
talexon
19 ноя, 2013 13:07 (UTC)
несколько лет экспериментировал и понял, что на все случаи жизни мне нужно всего 2 объектива - 16-35 и 200, оба /2.8
nikolaitsch
19 ноя, 2013 14:25 (UTC)
Вот, эксперимент - это правильно, это главный критерий истины.
aba
21 ноя, 2013 11:02 (UTC)
я свою зеркалку распаковал на четвёртый день после приезда на море. до этого фоткал мобилой

а мыльницу я заменяю этим:
nikolaitsch
21 ноя, 2013 11:27 (UTC)
ну это как-то совсем суорово
aba
21 ноя, 2013 11:45 (UTC)
зато всегда с собой. и в дождь и в стужу :)
livejournal
26 дек, 2013 11:22 (UTC)
Про зеркалки и беззеркалки
Пользователь vit_1 сослался на вашу запись в записи «Про зеркалки и беззеркалки» в контексте: [...] «Стрит-фотография, часть 1 [...]
( 31 комментарий — Оставить комментарий )