?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Свербит внутри. Недовыговорился. Про писателей. Которых других у них для нас нет.
Все возвращается мысль к аргументу, что писатель законно хочет и имеет право на полноценное вознаграждение своего труда. И разъяснение: т.е. жить исключительно с доходов от писательской (основной) деятельности. Типа на миллионы в долларах не претендуют, но чтобы на достойную жизнь хватало. Такую мысль озвучивает много кто, но в интернете чаще и громче всего Леонид Каганов.

Аргумент на первый взгляд хороший и правильный. Каждый из нас хотел бы, чтобы его основная работа приносила ему доход, гарантирующий определенный уровень жизни. Писатель тоже. Он хочет только писать и через это жить достойно. Но! Писатель – не каждый из нас, а каждый из нас – не писатель. Тут есть нюансы.

Я не буду лезть в дебри истории, рассказывать про нуждающегося Гоголя, голодающего По и пр. Я обращусь только к текущему моменту и очень недалекому прошлому. Если немного вглядеться в писателей и других представителей нашей интеллектуальной и творческой элиты, то легко обнаруживается одна интересная закономерность:

УРОВЕНЬ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИ НИКАК НЕ СВЯЗАН С КАЧЕСТВОМ

Объясню. О чем может написать писатель, пишущий профессионально, т.е. не знаю, 8-10 часов в день и зарабатывающий столько, что хватает ничем иным не заниматься? Изначально он может писать о том, что знает. С течением времени он уже написал обо всем, что знал и в чем разбирался, написал несколько раз, обсосав со всех сторон. Дальше он только выдумывает. А что он может выдумать? Он сидит дома, общается (и то больше по интернету) с другими такими же писателями. Что может получиться на выходе? Псевдодетективы, любовные романы, фэнтези. Даже не научная фантастика, а именно фэнтези. Ну или «иронические» поделки в любом жанре. Что мы собственно и наблюдаем на примере того же Леонида.

В наших условиях – это гарантированная творческая смерть. Такие книги через некоторое время не то, что за деньги, бесплатно никто не будет скачивать. Мы собственно это сейчас и наблюдаем. Большинство писателей сидят практически безвылазно в Москве, описывая происходящее в их головах. Художественную ценность происходящее в головах имеет только и ровно в одном случае – если это голова Пелевина. Остальные головы – предметы темные и исследованию не подлежат. Редкие индивиды, типа Иванова в Перми или Успенского в Красноярске, собственно из немногих, кого и можно читать. Остальные варятся в одной тусовке, общаются с одними и теми же людьми. Имеют смутное и приблизительное понятие, что происходит за пределами их круга, МКАДа, интернета. Аргументы «я езжу по стране» канают плохо, так как я говорю не о кратких вылазках за линию фронта, когда посмотрел чужой город в течение дня через окно авто.

И если бы только писатели. Это проблема всех. И это не я мешаю в кучу, они сами давно перемешались. Писатели снимаются в кино, журналисты поют в рок-бандах, актеры шабашат в политике. Кстати, о последних.

Почему у нас такие хреновые актеры и режиссеры? Они не просто не знают, чем дышит и что думает человек, о котором и для которого они якобы снимают, они даже не представляют как выглядит, как говорит, и во что одевается. Сами родились в Москве или давно в нее переехали. Вот и темы фильмов почти сплошь о гламурных тусовках, офисных буднях (которые отличаются от реального офиса как луна от рака) да псевдоисторические пеплумы по мотивам материалов 20-го съезда. Где одни актеры изображают других актеров, в свою очередь ранее изображавших. В результате сплошной зоопарк и паноптикум уродов, который невозможно смотреть даже по пьяни, от которого реальная физическая боль. Снимают для придуманной плохими маркетологами телезрительницы средних лет и сложной судьбы из Говножопинска. Писать, что характерно, начинают для нее же или для ее мужа.

Призыв новых кадров давно нарушен. Профессии передаются по наследству, знакомству и традиционным половым путем. А ведь актеры и режиссеры очччччень неплохо зарабатывают! И живут они именно ремеслом, которым мечтают жить писатели. И что, сынку, помогли тебе твои ляхи? Они полностью и целенаправленно отрезали себя от нормальной жизни. Они уже не в своем соку варятся, а в рассоле, который кто-то давно и неоднократно выпил.

Если писателю гарантировать достойный доход, наш писатель, будет передвигаться от квартиры до магазина с двумя выездами в год на фанконы и одним на море. Кинги он может и неплохие написать при этом, но если он их не напишет, мы немного потеряем.

При советской власти писатели жили, мягко говоря, неплохо. Сперва немногие жили вообще зашибись, что гарантировало приток шедевров. Потом немногие - зашибись и многие - хорошо, что не увеличило поток шедевров. Потом многие - зашибись, еще большие - кучеряво, и вообще дофига - хорошо, и к 80-ым поток говна захлестнул литературу. А потом большая часть этой сытой, живущей писательством толпы азартно включилась в кусание кормящей руки, а когда дожевала откушенное, обнаружила себя на помойке. С кино было в ноль такая же ситуация.

Кто выстрели в последнее время? Маринина, профессиональный мент. Акунин, профессиональный переводчик, Пелевин, судя по всему, от души потрудившийся на ниве рекламы. Оторванные от корней, зажившие чисто писательством все перечисленные (Пелевин меньше) постепенно скатились в нудное пережевывание ранее созданного. Гришковец приехал из Кемерово и выстрелили ракетой. Зажил писательством, скатился в нудные жалобы и стали петь песни по клубам. Могу привести и другие примеры, но лень.

А кто самый популярный писатель последнего десятилетия в мире? Бывшая училка! Так вдохновилась от общения с детьми, что на семь книг хватило. Т.е. люди, имеющие тесную связь с конкретной профессией, гораздо интереснее чистых писателей. Тот же Леонид Каганов, кстати, имел бы больше времени для писания, если бы не ковырялся ежедневно в своем компе и сайте да не ездил в рекламно-джинсовые поездки по всему миру. Хотя. Судя по всему у человека талант в этой области – вот и пошел бы поработал сисадмином пару лет, у него бы материала потом на три книги хватило. И это было бы не непришейкпиздерукава ироничное фэнтези, а крепкий производственный бестселлер, который мы, офисные крысы, честно раскупили бы десяткам тысяч.

Недаром во всем мире и у нас набирает популярность нон-фикшен. Это когда человек, разбирающийся в какой-то области, пишет книгу. История, фотография, искусство. Сметаются с прилавков как беляши. Человек такой не жалуется на каждом углу на пиратов, он деньги часто делает на другом, а книга для него - самовыражение, повышение собственной капитализации как специалиста. Та же «История Венецианской республики» Норвича читается в 10 раз интереснее, чем все, что написали Гришковец и Каганов лет так за всегда.

В общем, если бы писатели занялись любым общественно полезным делом, это им бы пошло только на пользу. А если бы они занялись им еще и в провинции – жди шедевров. Количество книг сократилось бы конечно, но зато качество! Всяко лучше чем подрабатывать где-нибудь на телевидении, просирая талант и самоуважение. И опять же – это не потому, что я считаю их работу бесполезной или еще как, а только ради придания их творчеству нового импульса и ознакомления с реалиями.

ЗЫ. Книги в интернете не качаю абсолютно. Ридера тоже нет. Те немногие, что читаю (а в год выходит меньше десятка), приобретаю исключительно на бумаге.

Метки:

Comments

( 77 комментариев — Оставить комментарий )
Страница 1 из 3
<<[1] [2] [3] >>
e_smirnov
4 авг, 2011 15:58 (UTC)
вот, а мне все лень было это подробно излагать. сенк ю за труды
nikolaitsch
4 авг, 2011 16:57 (UTC)
[лихорадочно размышляет, как бы срубить денег, но вежливо]
ann_duglas
4 авг, 2011 16:09 (UTC)
А мне чертовски нравится эта идея! Я даже могу заняться поиском работ для писателей)) Богатый жизненный опыт я им обеспечу!
nikolaitsch
4 авг, 2011 16:58 (UTC)
Как в предыдущем посте по теме - музыкантов раздаем олигархам, а сами разбираем писателей.
(без темы) - ann_duglas - 4 авг, 2011 17:43 (UTC) - Развернуть
ostsib
4 авг, 2011 17:05 (UTC)
Все верно. Но тут еще нужно сказать и о проблеме собственного выбора. Допустим, книжка случайно попадает в правильные редакторские руки - автору повезло. Книжку издали и немного денежки дали. Издательство, почуяв момент и не жадность автора, предлагает заключить договор на энное количество книжек в год или на более продолжительный период, обещаяя рост гонорарных отчислений. Или не обещаяя, но предлагая, добирать количеством. И фсе. Тупик. Автора уже нет. Есть рабочий конвейера.
nikolaitsch
4 авг, 2011 18:19 (UTC)
Тут советую поискать рабочую биографию Джона Фогерти (раз у меня тут в кучу - люди и кони). Как он подписал кабальный контракт, получал копейки от продаж миллионов дисков, а потом еще много лет судился за свои же песни.
И ничего так - живой классик, а по бодрости всем малолетним фору даст.
(без темы) - ostsib - 5 авг, 2011 02:28 (UTC) - Развернуть
sandro_iz_che
4 авг, 2011 17:18 (UTC)
Вообще не понимаю, зачем новые книги писать, когда старых хороших еще вон сколько не читано
nikolaitsch
4 авг, 2011 18:20 (UTC)
Оглядываясь по стронам
У нас тут 24 тома Бальзака на полке. Распечатаны от целлофана два!
tempika
4 авг, 2011 17:29 (UTC)
особенно удивляют голливудские звезды, которым каждую морковочку на золотом блюдечке подают уже не первый год, когда они пытаются изображать на экране простых людей.. да откуда им ваще знать, как выглядят простые люди.. тьфу.
nikolaitsch
4 авг, 2011 18:29 (UTC)
А вот это зря. Они там как раз все за редким исключением выбились из народа. У Виллиса батя на заводе, сам охранником. У ДиКаприо мать на нескольких работах вкалывала, чтобы его прокормить. Про Тарантину все в курсе.
Там 50 миллионов за близость к президенту никто не даст. Приходится крутиться.
(без темы) - leon_orr - 7 авг, 2011 09:09 (UTC) - Развернуть
rasta_semich
4 авг, 2011 18:27 (UTC)
оч дельные мысли)
писатель без жизненного опыта - лажа какая то)
а сидя в квартире опыта и впечатлений не наживешь
nikolaitsch
4 авг, 2011 18:30 (UTC)
А жизненный опыт имеет еще и обыкновение устаревать. Его нужно доставать и протирать тряпочкой. Про то и говорю.
(Удалённый комментарий)
nikolaitsch
4 авг, 2011 19:43 (UTC)
Это типа развлечение такое? Реагировать на слово Пелевин, и хреначить в десятки блогов один и тот же текст?
Или вы все таки бот?
maxymov
4 авг, 2011 19:23 (UTC)
У меня вот, сразу, как-то ассоциация с классиками (которые неживые) возникла. Помнится, ездили они крайне долго из губернии в губернию, а иные, так и вовсе в Александрию перебирались, дабы вдохновения набраться. Неспешное время-то было.
nikolaitsch
4 авг, 2011 19:27 (UTC)
Сидели еще по долгу в тюрьме! Тоже добавляет.
sergeye2e2
4 авг, 2011 21:07 (UTC)
Пользительно в промежутках между общественно-полезными делами отправлять на шконку. Или давать розог. Каторга туды ж.
Шедевры точно пойдут)
nikolaitsch
5 авг, 2011 05:57 (UTC)
Сажать! За разжигание ненависти и вражды к социальной группе "пираты"
holit_i_leleyat
4 авг, 2011 22:14 (UTC)
В профилактических целях писателям, тем которые если вдруг перестанут писать, нам будет нечего читать (вот ужас-то), вовсе не обязательно идти поработать для получения новых впечатления.
Достаточно хотя бы раз в жизни заглянуть в книжный магазин. В любой ближайший, даже небольшой. Чтобы проникнуться — отряд не заметит потери бойца.
nikolaitsch
5 авг, 2011 09:23 (UTC)
Двайте уж до конца разовьем тему!
Пусть идут работать, но продавцами в книжный магазин!
(без темы) - holit_i_leleyat - 5 авг, 2011 15:53 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
nikolaitsch
5 авг, 2011 06:08 (UTC)
Если про "не разбирается никто", то лучше всего писать картины!
kaeronth
5 авг, 2011 04:09 (UTC)
Просто писать надо начинать не в 20, как многие, а в 40-50.
Когда опыта уже - вагоны.
Пример - Никитин.
Но так то да... чет многовато их стало, глаза аж разбегаются.
А начинаешь копать - читать то нечего
nikolaitsch
5 авг, 2011 10:14 (UTC)
Шолохов Тихий Дон начала публиковать в 23, Целину - в 27.
За распространение вражеских идей, что якобы писал не он, в этом конкретном блоге следуют строгие взыскания!
А разные Пушикны, Маяковские да Лермонтовы до 40 вообще не дожили.
(без темы) - kaeronth - 5 авг, 2011 17:45 (UTC) - Развернуть
xi_mera
5 авг, 2011 06:59 (UTC)
Про училку,я думаю,что это миф и имело место коллективное творчество.Зельеварением попахивает.В общий котел всяко-разно намешано.Дюма,ведь не всегда уж полноценный Дюма,а с тех пор технологии усовершенствовались.А Бальзака всего читать,необязательно,распечатать еще парочку на выбор и хватит.
nikolaitsch
5 авг, 2011 14:31 (UTC)
До она (училка) - ведьма!
(без темы) - nikolaitsch - 11 авг, 2011 12:32 (UTC) - Развернуть
tandberg
5 авг, 2011 08:45 (UTC)
Я вот, честно говоря, вообще не понимаю почему у читателя должна болеть голова, как писателю с него денег получить? Не читателево это дело. Пусть писатель сам выкручивается, как знает. Не может выкрутиться, пусть бросает это гиблое дело. Но ведь ни один из них, несмотря на все угрозы, так и не прекратил издаваться. Никто не заявил публично: Все, дескать, амба. Я устал, я ухожу.
А взывать к совести дело безнадежное. Если в магазине бумажная книга стоит 300-500 руб., а на флибусте электронная версия не стоит ничего, то можно хоть обвзываться. Эффект будет нулевой.
rombell
6 авг, 2011 18:45 (UTC)
schegloff, который Щеглов, таки заявил публично и таки бросил, да.
(без темы) - tandberg - 6 авг, 2011 19:15 (UTC) - Развернуть
(без темы) - rombell - 6 авг, 2011 20:16 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tandberg - 7 авг, 2011 04:15 (UTC) - Развернуть
(без темы) - rombell - 7 авг, 2011 04:24 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nikolaitsch - 6 авг, 2011 20:40 (UTC) - Развернуть
antonapostol
5 авг, 2011 09:14 (UTC)
хорошо написано.

вообще, подход верный, например, пишешь про зону - дык вначале отсиди.

писать, очевидно, надо про то, что и любишь и знаешь. Если любишь, но не знаешь или наоборот, то будет отстой.
nikolaitsch
5 авг, 2011 17:35 (UTC)
Ройзман вообще уверяет, что любой приличный человек должен годика три отсидеть.
Ну и там Достоевский, Чернышевский, Шаламов
Страница 1 из 3
<<[1] [2] [3] >>
( 77 комментариев — Оставить комментарий )