?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сегодня мы поговорим о том, что на прошлой неделе взволновало меня, а значит – и вас. А именно - об авторском праве. Тема достойного (читай: хоть какого-нибудь) вознаграждения авторам - писателям и музыкантам, в очередной раз вынырнула и широко волнует умы сограждан. Но все опять зацклились на деталях – как, кому и сколько платить, ссылках, торрентах и прочей хренотени. Не надо на деталях! В деталях скрывается дьявол! Проблему нужно решать в комплексе. Причем так, чтобы в результате получилась не игра с нулевой суммой, а выиграли все!

С чего в этот раз все началось? Какой-то музыкант взял в свои мозолистые от струн руки лопату и включил вентилятор. Потом пошло привычное, но от того не менее яростное обсуждение с набором аргументов, устаревших еще во времена Верки-модистки. Потом традиционные открытые письма президенту, генсеку ООН, Яндексу и начальнику ЖЭКа. Наблюдать все это было несколько странно, так как на улице стоит июль и плюстридцать, т.е. не самое подходящее для обострений время, но с другой стороны – как раз сейчас все вентиляторы включены, и даже малая толика говна на один из них приводит к цепной реакции.

Музыкант, с которого все и началось, чего-то там неубедительно жаловался, дескать нормальной и достойной (читай: его) группе, чтобы записать альбом приходятся влезть в такие жуткие долги, для с которыми рассчитаться, надо или почку продать в поликлинику для опытов, или родных детей в рабство педофилам, которых еще не успел своей железной рукой кастрировать наш президент. И что, раз влезши в долги и не заработав по результатам ни куя, больше не хочется писать следующие альбомы, а значит, слушатели (читай: мы все) остались без новых шедевров.

Фамилия музыканта мне ничего не сказала, но это нормально – я темный. Очень хотелось найти альбом, о котором он так забористо рассказывал, и послушать. Но в магазине покупать глупо, а скачать совесть не позволила после таких гневных обличений. Так что я так и не знаю, кто он такой этот потерпевший, чего он хочет... Но зато он стал богаче на те 300 рублей, которые я бы мог у него украсть, если бы бесплатно скачал альбом. А я не украл и значит – помог голодающему артисту! После такого почувствовал себя хорошо и стал размышлять, как еще я могу вспомоществовать нашим музыкантам, а по возможности и писателям, и их совместнонажитым пухнущим от голода детишкам.

Я уверен, что проблему можно разрешить, вернувшись к практике благородного меценатства. Все эти авторские отчисления прав, продажи дисков – это все наносное, возникло 40 лет назад, и скоро сгинет, как и любое другое дьявольское наваждение. А традиции меценатства и покровительства, когда музыкантов поддерживают разные там короли, епископы, графья и с герцогами, купеческие гильдии да и просто состоятельные граждане, эти традиции освящены веками и доказали свою жизнеспособность. Вон хоть «Амадея» пересмотрите – сколько там композиторов и музыкантов подкармливает отдельно взятый просвещенный монарх. А какие произведения созданы в рамках таких высоких отношений? Сплошь шедевры.

Отношения в парадигме сюзерен-вассал дополнительно облагораживают обоих. Музыканту не запрещается давать концерты, получать, пусть и скромные деньги с продажи дисков и файлов, но его покровитель гарантирует достойный уровень жизни, так сказать, бутерброд с икрой и стакан компота на третье, чтобы автор мог продолжать творить, даже если случился временный творческий кризис. Музыкант чувствует себя защищенным, и при том не обременённым излишними обязанностями. Ну что там – дать в год три-четыре квартирника на именинах благодетеля и его домочадцев, да пяток корпоративов для сотрудников оффшорных фирм? Покровительство музам благотворно влияет и на сюзерена, прививая в том чувство ответственности перед нынешним и будущим поколениями.

На западе тема приживется на раз – там вообще распространена благотворительность. Чем кормить десятки тысяч бюрократов в разных фондах дикой и домашней природы, лучше отдавать напрямую творцам. При этом еще можно добавить институт шефства – пускай тот же Боно кормит десяток-полтора подающих надежды молодых коллег. А один Билл Гейтс легко поднимет целый инди-рок и еще на пост-панк останется.

У нас процесс пойдет даже легче. Нравы в стране патриархальные еще во многом, слава богу. Для начала припишем творцов к основным олигархам. Так сказать, в нагрузку к Олимпиаде в Сколково, нанодемократической модернизации и прочей общественно-полезной деятельности. В идеале - каждый из них должен отдавать на социально активные проекты не менее 30% дохода, что сравнимо со средним значением откатов по отрасли и является де-факто «золотым стандартом». Если вы думаете, что они сразу сплошняком начнут спонсировать шансон и прочих Ранеток, вы ошибаетесь. Они ведь тоже хотят выглядеть цивильно и по-европейски достойно. Олигарх, он, может, и рад бы, например, завешать весь дом Шишкиным да Айвазовским, но боится прослыть лохом и вынужден покупать, а значит, поддерживать разное актуальное искусство (я слышал кто-то хочет даже купить в Питере полмоста, на котором хуй нарисован, и повесить у себя на яхте в кубрике). То же станет и с музыкой.

Хорошие группы и исполнителей разберут в первые дни, у нас таких и десятка не наберется. А остальным придется рыскать в поисках талантов. Раскручивать их, иначе как и чем меряться? Станут по аналогии с покупкой звезд и тренеров в футбольные клубы приглашать нормальных продюсеров и звукоинженеров. Музыкантов долбить по голове, заставляя наконец выучить английский, нотную грамоту и хотя бы базовые навыки игры на музыкальных инструментах. Все это даст мощный толчок развитию индустрии.

Либо, чтобы не поручать такое ответственное дело слепому случаю, распределить всех по алфавиту. Абрамовичу – Алису, Арию, Апину и Антонова, Богданчикову – Боярского, Бахыт Компот и Бабкину, и т.п. После некоторого срока, скажем в два года, можно продавать и меняться. Права распространяются аналогично на детей и супруг(-ов). Ведь как убедительно демонстрирует нам телевизор, талант в нашей стране передается половым путем.


Покровители же будут нести ответственность за тех, кого приручили. Следить, чтобы не бухали в черную голову, не увлекались наркотиками. Помогут также развеять заблуждения, что певцы – это какие-то пророки и властители дум. Объяснят что тщеславие – смертный грех, научат смирению. А если какой Юра-музыкант чего отморозил, то спрос пойдет не с него (что взять с убого?), а с попечителя. А тот уже потом, утирая кровавые сопли, пожурит по-отечески. Розги на заднем дворе барской усадьбы – прекрасный воспитательный инструмент, доказавший свою педагогическую состоятельность многими поколениями Сидоровых. Ну да, будет в результате немножко цензуры, а кому она мешает? Она тоже дает мощный заряд творчеству, на что показывает вся история человечества и наша собственная 20-го века. Если творца не поддрачивать, хотя бы изредка, он очень быстро скатывается в хаос всеядности и грех оппортунизма. Ежовая же рукавица, мягко придерживающая за жопу, напротив дает в жизни цель и направление.

Да и деньги нужны на все это не сумасшедшие. Только на то, что Вексельберг потратил на яйца Фаберже, можно кормить и поить все объебки «русского рока» лет десять.

На региональном уровне подключить губернаторов. Пусть тоже «алле» ищут таланты. И поддерживают наравне с футбольными и хоккейными клубами. Церковь подключится в рамках духовного окормления паствы на ниве нравственного возрождения.

С писателями конечно сложнее. Во-первых, их тупо больше. Во-вторых, они еще вонючее и жаднее. К тому же принять решение о поддержке музыканта можно, прослушав альбом прямо в машине по дороге на заседание совета директоров правительства. А чтобы оценить писателя, надо книжку прочитать целую, а то и не одну. А это время, т.е. деньги. Т.е. если, например, Прохоров прочел книгу писателя Иванова, то он опосредованно обогатил писателя Иванова на несколько сотен тысяч, а то и миллионов долларов (тоже кстати прекрасная форма поддержки), и теперь уже писатель Иванов ему должен по гробовую доску. А еще есть такие как Быков, который пишет быстрее, чем нормальный человек читает. Пока одолел то, что Дмитрий написал ранее, он уже еще столько же сочинил. Сложнее с писателями…

Тут я предлагаю позаимствовать опыт Никиты Бесогона. Брать налог. С грамотности. Т.е. каждый человек, который умеет читать, должен заносить ежегодно. Формально это можно организовать как подтверждения аттестата о среднем образовании. По аналогии с техосмотром. Каждый год продлеваешь, и ставится соответствующий штампик. Не хочешь – ради бога, но тогда аттестат перестает быть действительным, и могут возникнуть некоторые проблемы, скажем, с трудоустройством. Причем здесь есть и дополнительные преимущества. Принцип «Шведского стола». Голоден ты или сыт – деньги уже заплачены, значит, надо жрать, а то пропадут зазря. Раз уже человек заплатил налог на грамотность, надо хоть что-то прочитать, чтобы отбить потраченное. И таким образом мы довольно быстро вернем себе звание самой читающей страны. А для укрепления обратной и духовной связи, все получающие от фонда писатели обязаны отчитываться перед читателями – рассказывать по первому же требованию о творческих планах, детально и аргументировано уметь отвечать на вопрос «че это за хуйню ты тут написал(-а)», разъяснять непонятные места. А то как-то оторвалась элита от народа.

Если же представленный вариант по каким-то причинам (хотя я таковых не вижу) не устраивает то, возвращаясь к угрозе музыканта с лопатой из первого абзаца, что с таким уровнем пиратства они новых альбомов записывать не будут, дадим творцам возможность эту угрозу осуществить! Более того – поможем по мере сил. Введем лет так на 10 мораторий. Никаких новых альбомов. Никаких новых книг! Я думаю, все уже устали, включая самых заядлых маньяков, качать что-то гигабайтами, перелопачивая горы говна в поисках жемчужин, которых там и нет. Такая пауза даст возможность наконец остановиться, перевести дух, изучить спокойно музыкальное наследие последних десятилетий. Перечитать классиков. Выскочить из этого дурацкого колеса, в котором мы все застряли как бешеные белки Сансары. Пройтись вдумчиво по дискографиям, сравнить студийные варианты с концертными. Углубиться в изучение отдельных поджанров. Отделить мух от плевел. На выходе мы получим грамотное поколение с хорошим вкусом, определившееся окончательно со своей музыкальной ориентацией.

И вот тогда начнем с чистого листа. А за десять лет смоется мутная пена. Из шоу-бизнеса уйдут лишние люди, вернувшись в свой заповедник гоблинов и занявшись более подходящими им делами: лесоповалом, шитьем брезентовых рукавиц, мелко-розничной торговлей в переходах метро и проституцией. Т.е. тем, чем бы они и сейчас занимались, если бы трясение телесами на сцене и хриплые в микрофон всхлипы о загубленной молодости не приносили чуть больше деньги. Литераторы вернутся к редактуре инструкций для электрочайников и торговлей сочинениями для старших классов через сайт Рефераты.ру. Останутся только истинные творцы, и за годы вынужденного молчания они накопят такой потенциал, такой атомный заряд творческой энергии, что произойдет мощнейший взрыв!

Нам просто гарантированы будут новый Ренессанс и Культурная революция! И настанет кругом благодать, и захлебнемся мы новыми великими шедеврами. И царство божие вернется на многострадальную землю нашу.

Аминь и Аллилуйя!

Метки:

Comments

( 18 комментариев — Оставить комментарий )
injeneger
24 июл, 2011 15:17 (UTC)
Не, идея провалится. Ежели к олигархам в содержанцы, так у нас тут же вся страна омузыкантится и облитературится по самые мозоли на пятках. На всех желающих - олигархов не напасёшься. Страна ж у нас талантливая, потенциальных гениев на пять порядков больше, чем яиц у Фаберже...
nikolaitsch
24 июл, 2011 17:03 (UTC)
И хорошо! Будем Коэффициент Джини хоть таким образом исправлять.
drevo_z
24 июл, 2011 16:28 (UTC)
Поддерживаю!
plushkin_shar
24 июл, 2011 18:45 (UTC)
надеюсь, чудесное слово объебки - не опечатка))
nikolaitsch
24 июл, 2011 18:59 (UTC)
Нет. Самое что нинаесть настоящее. Нутряное несколько даже.
cyberworm
24 июл, 2011 23:15 (UTC)
Музыканты зарабатывают с концертов. С продаж дисков и mp3 идут копейки, поэтому кто поумнее раздает всё бесплатно. Еще лицензирование неплохо - музыка, использованная в кино, сериалах, играх.
sus_tayn_z
25 июл, 2011 18:46 (UTC)
Для рекламы музыку писать тоже неплохо, кстати.
sus_tayn_z
25 июл, 2011 19:03 (UTC)
Согласен на мораторий. Пусть приостановятся лет на десять, а то у меня ещё не весь бразильский прогрессив исслушан. И японский. И итальянский.
nikolaitsch
26 июл, 2011 05:46 (UTC)
Во!
Сколько их еще... Эмильивичей, тяжелых наследий царского режима.
ljournalist_bot
26 июл, 2011 02:24 (UTC)
Поздравляем! Ваш пост был отобран нашими корреспондентами и опубликован в сегодняшнем выпуске ljournalist'а.
ventall
27 июл, 2011 04:54 (UTC)
пост полон прекрасных обсценных конструкций и троллинга разнообразной толщины.
теперь я твой поклонник. содержать не смогу.
Виталик
nikolaitsch
27 июл, 2011 12:40 (UTC)
Троллинг возможен только в комментариях. В посте это как-то иначе называется.
Содержать меня не нужно - я как писатель имею право на отчисления из фонда граммотности.
kaeronth
29 июл, 2011 03:32 (UTC)
хорошая идея, кстати!
поддерживаю )))
кстати, ежели музыкант с лопатой - Калугин, то рекомендую украсть у него таки пару-тройку альбомов и послушать.
вдруг появится желание честно помочь - в смысле купить билет на концерт ))
nikolaitsch
29 июл, 2011 06:26 (UTC)
У меня и так очередь сироток, которым заношу. Из последних Фогерти и Синдерела. Из наших регулярно спонсрую только чижа, на новых лимитов не отпущено.
kaeronth
29 июл, 2011 13:09 (UTC)
Да, лимиты - такая штука
chilavert83
30 июл, 2011 20:53 (UTC)
Мысль здравая, но Pay What You Want более интересный, на мой взгляд. Например, Radiohead, одни из первых опробовали эту схему:

http://www.time.com/time/arts/article/0,8599,1666973,00.html

Мне не влом заплатить, но заплатить только за то, что действительно нравится. Своего рода shareware. Половина, если не больше артистов у нас и так "народные" и "придворные", но легче от этого не становится, равно как и не никакой гарантии, что получив в обязанность заниматься культурой, не пойдут по легкому пути и не наберут тонну Г-на, т.е. африканцев с поддельными паспортами, работающими за еду, танцующими и пляшущими, и еще и в огороде попутно по 10 ч. в день работающими.

А вот система с налогом на образование Верна, но вот только в том бы случае, если да, платишь, но связано с системой типа imhonet - все в обязательном порядке, Честно оценивают то, что прочитали/послушали. На основании этих рейтингов и распределяются деньги - если народу (а не икспертам и пердюссерам) нравится, то молодец, получи свой бутерброд с икрой, а нет - извини, дорогой, марш чистить то Г-но что ты и производишь. Но, понятно, система должна быть четкая и прозрачная, без всяких проголосуй За и т.п. дерьма.
nikolaitsch
31 июл, 2011 07:00 (UTC)
Pay What You Want работает только с уже раскрученными и то вряд ли долго.
Не. Самое перспективное сейчас направление - возвращение к старым добрым концертам. На них и зарабатывать, а диски - поддержка и популяризация.
chilavert83
31 июл, 2011 07:20 (UTC)
Так концерты сейчас тоже сплошь и рядом пердюссерами схвачены. В регионах, может быть, какие-то рок-клубы и есть, но не массово это, к сожалению.
( 18 комментариев — Оставить комментарий )